«Го́стья из бу́дущего» — пятисерийный телевизионный фантастический художественный фильм по повести Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд» (1977), один из самых популярных в СССР детских фильмов с середины 1980-х по сегодняшнее время. Впервые был показан 25-30 марта 1985 года в 16:05 по Первой программе ЦТ СССР в дни школьных каникул (по одной серии в день). Регулярно демонстрируется по нынешнее время[1][2]. Главная героиня фильма — Алиса Селезнёва.
Сюжет
13 апреля 1984 года ученик 6-го «В» класса 20-й московской школы Коля Герасимов, отправившийся в магазин за кефиром, встретил своего одноклассника Фиму Королёва. Фима следит за загадочной незнакомкой, которая скрывается в выселенном и заколоченном старом доме. Придя вслед за незнакомкой в дом, ребята обнаруживают, что в доме никого нет. В последний момент, уже собираясь уходить, Коля замечает лестницу в подвал, где обнаруживается комната с непонятным устройством. Коля случайно включает его.
Устройство оказывается машиной времени. Коля перемещается в будущее, и попадает в Московский институт времени в самом конце XXI века. Незнакомка — сотрудница Института времени, Полина, специалист по XX веку. Коля знакомится с романтичным биороботом-служащим Вертером и уговаривает его позволить гостю посмотреть на будущее и побывать на космодроме.
На космодроме Коля пытается проникнуть на какой-нибудь космический корабль, но ему это не удаётся. Блуждая в служебных помещениях космопорта, Коля видит, как два странных существа появляются из контейнера, прибывшего с Сатурна. Существа нападают на сотрудников космопорта и принимают их облик. Как становится ясно из дальнейшего, эти существа — последние космические пираты, которые тайком прилетели на Землю, чтобы овладеть миелофоном — уникальным устройством для чтения мыслей. Узнав, что миелофон находится в космическом зоопарке, у Алисы Селезнёвой, которая использует его для опытов с инопланетными животными, пираты спешат в КосмоЗо и крадут прибор. Но им не удаётся до конца осуществить свой замысел — Коля перехватывает миелофон и бежит в Институт времени. Вертер успевает отправить Колю обратно на машине времени, но сам погибает. Коля возвращается в тот же день, из которого уехал, в 13 апреля 1984 года. За ним в наше время проникают пираты, которые видели Колю, но ничего о нём не знают, а за пиратами — Алиса, которая знает имя, школу и класс Коли, но не знает его в лицо.
Коля рассказывает свою историю Фиме, и тот убеждает друга затаиться.
Непривычная к нашему уличному движению, Алиса попадает в аварию и оказывается в больнице, в одной палате с Юлей Грибковой, которая, по совпадению, учится в одном классе с Колей. Юля обещает помочь девочке из будущего. Выследив Алису, пираты проникают в больницу, принимая облик медицинского персонала, но Юля с Алисой разоблачают их. Девочки сбегают из больницы. Алису, благодаря знакомствам Юлиной бабушки, устраивают временно учиться в один класс с Юлей. Проблема в том, что в классе учатся три Коли, поэтому неясно, у кого именно миелофон. Та же проблема волнует и пиратов.
Кольцо вокруг Коли сжимается. Попытка отправить миелофон в будущее проваливается, потому что вход к машине времени закрыт. Наконец, Коля решает отдать миелофон Алисе, приносит его в школу и тайком подкладывает в Юлькин портфель. Но именно в этот день пираты проникают в школу. Спасая Алису и миелофон, Коля решает отвлечь внимание пиратов на себя и бежит. Пираты ловят Колю и уводят его в заколоченный дом, тот самый, где находится машина времени. Там у него выпытывают местонахождение миелофона, но Коля стойко переносит пытки и не выдает тайны.
Одноклассники Юли, которым она рассказывает подробности этой истории, отправляются на розыски Алисы, Коли и миелофона. Вскоре они встречают Алису, а затем находят и миелофон. Читая миелофоном мысли малодушного человека Ишутина, которого пираты запугали, ребята узнают, где Коля, и отправляются его спасать.
Заключительные сцены фильма — в заколоченном доме и вокруг него. Ребята вступают в схватку с пиратами, вооруженными бластером, и всё могло бы закончиться для детей плохо, но в нужный момент появляется из будущего Полина и арестовывает пиратов. Алиса прощается с ребятами и сообщает каждому, кем он будет.
В ролях
* Наташа Гусева — Алиса Селезнёва * Алексей Фомкин — Коля Герасимов * Марьяна Ионесян — Юля Грибкова * Наумов Илья — Фима Королёв * Вячеслав Невинный — Весельчак У * Михаил Кононов — Крыс * Георгий Бурков — Алик Борисович * Евгений Герасимов — робот Вертер * Валентина Талызина — Мария Павловна * Наталья Варлей — Марта Эрастовна * Елена Метёлкина — Полина * Владимир Носик — дедушка Павел * Юрий Григорьев — профессор Селезнёв * Мария Стерникова — Шурочка * Андрей Градов — Ишутин * Людмила Аринина — бабушка Юли Грибковой * Вячеслав Баранов — Эдуард * Татьяна Божок — мама Коли Герасимова * Екатерина Васильева — Алла Сергеевна * Игорь Ясулович — Электрон Иванович * Борис Щербаков — Иван Сергеевич * Елена Цыплакова — Мария * Рубен Симонов — Гоги
Ученики 6 «В»:
* Антон Суховерко — Коля Сулима * Семён Бузган — Коля Садовский * Алексей Муравьёв — Боря Мессерер * Екатерина Авербах — Мила Руткевич * Елена Коляскина — Катя Михайлова * Мария Баукина — Альбина Фетисова * Наталья Шанаева — Лена Домбазова
* В эпизодах: o Мария Скворцова — старушка на лавочке; Крыс в образе старушки на лавочке o Светлана Харитонова — Крыс в образе «тёти» Алисы («стукнутая») o Александр Лысых — «добропорядочный гражданин», задерживает убегающих Алису и Юлю, отправляет шумящих детей играть на бульвар o Сергей Рошинец — пришелец с Альфа Центавра o Вапа Мухамедов — пришелец с Альфа Центавра o Таня Полосухина — девочка во флипе o Юля Русских — Крыс в образе маленькой девочки на лестничной площадке («ля-ля-ля-ля-ля») o Лена Перова — школьница в Космопорте o Андрей Жиров — школьник в Космопорте o Миша Хлесткин — школьник в Космопорте o Андрей Ануфриев — школьник в Космопорте o Инна Чуркина — школьница в Космопорте o Володя Харитонов — школьник в Космопорте o Владик Пиротский — школьник в Космопорте o Манефа Соболевская
Съёмочная группа
* Авторы сценария: Кир Булычёв, Павел Арсенов * Режиссёр-постановщик: Павел Арсенов * Главные операторы: Сергей Онуфриев, Сергей Ткаченко * Художник-постановщик: Ольга Кравченя * Композитор: Евгений Крылатов * Редактор: Андрей Иванов * Режиссёр: Ольга Гусакова * Монтажёр: Татьяна Малявина * Звукооператор: Леонид Вейтков * Музыкальный редактор: Наталья Строева * Художник-гримёр: Татьяна Колосова * Художник по костюмам: Валентина Олоновская * Государственный симфонический оркестр кинематографии СССР: o дирижёр Сергей Скрипка * Операторы: А. Лысых, Э. Тафель * Художник-декоратор: Н. Кириллин * Комбинированные съёмки: o оператор: Ю. Иванов o художники: В. Ребров, В. Мазохин, o ассистент оператора: К. Бутырин * Ассистенты: o режиссёра: В. Линд, Т. Зотова, М. Зайцева o художника: В. Федоров o художника по костюмам: Н. Писемская o звукооператора: Т. Рыжова o по монтажу Т. Хлебтикова, В. Степанова, Н.Мальтина * Художник-фотограф: А. Кокорева * Гримёр: И. Трофимова * Мастер по свету: Ю. Давыдов * Цветоустановщики: В. Россихин, В. Ерофеев * Административная группа: И. Авдеева, В. Куклин, И. Шолохов, Е. Весник * Директор съемочной группы: Георгий Федянин * Группа каскадёров под руководством О. Корытина: А. Грошевой, С. Григорьев, К. Кищук, Н. Сысоев, О. Федулов, А. Тамсаар, Оксана Компаниец * Исполнительница песни «Прекрасное далёко»: Татьяна Дасковская (в титрах не указана)
Дальнейшая судьба актёров
* Наташа Гусева (после замужества — Мурашкевич) (Алиса Селезнёва), будучи школьницей, снялась ещё в 3 фильмах, не имевших большого успеха (в том числе в «Лиловом шаре» (1987)). В 2008 году озвучила роль капитана космического корабля в полнометражном мультфильме «День рождения Алисы», и снялась в эпизоде сериала «Литейный» (вышли на экран в 2009 году). Окончила Московский Институт Тонкой Химической Технологии им. М. В. Ломоносова. По одним данным работает микробиологом, однако, из телеинтервью самой Натальи Мурашкевич известно, что по профессии она является биохимиком и работает начальником производства иммунно-биологических препаратов. Имеет дочь Алесю (р. 1996). * Алексей Фомкин (Коля Герасимов) был неблагополучным подростком уже во время съёмок в «Гостье из будущего». Снялся в роли второго плана в фильме «Повод». Принял участие в съёмках нескольких выпусков киножурнала «Ералаш». По окончании школы в 1986 году не смог получить аттестат зрелости. В 1987 году снялся ещё в одном фильме. Из-за полугодового отсутствия предложений о съёмках ушёл в армию. После демобилизации устроился работать в МХАТ, но через 3 месяца был уволен за прогулы. Работал маляром на стройке, но был уволен и оттуда. Начались проблемы с наркотиками. Уехал в маленькую деревню Безводное, где устроился мельником, потом женился и переехал во Владимир. Погиб при пожаре в ночь с 23 на 24 февраля 1996 г. * Алексей Муравьёв (Боря Мессерер) занимается историей и филологией христианского Востока. * Семён Бузган (Коля Садовский) эмигрировал в Израиль. * Илья Наумов (Фима Королёв) работает в строительном бизнесе. * Елена Метёлкина (Полина) работает в элитной школе иностранных языков менеджером по работе с клиентами[источник не указан 274 дня]. * Мариана Ионесян (Юля Грибкова) больше не снималась. Окончила философский факультет МГУ, эмигрировала в США, работает бизнес-консультантом. * Наталья Шанаева (Лена Домбазова) хотела стать, но так и не стала, актрисой. Живёт в Москве, многодетная мать. * Евгений Герасимов (робот Вертер), актёр и режиссёр, много снимался в фильмах и снимал фильмы как до, так и после «Гостьи из будущего». Ныне депутат Московской гордумы, и. о. главы Союза Кинематографистов России. Член политсовета Московской организации партии «Единая Россия». * Вячеслав Невинный (Весельчак У) стал Народным артистом СССР (1986). Продолжал озвучивать мультфильмы (до 1991) и сниматься в кино (до 2003 года), в частности, в 1987 году снялся в фильме «Лиловый шар» в роли Громозеки. В 2005 году из-за осложнения диабета перенёс ампутацию стопы левой ноги, а в 2006 — ампутацию правой ноги. 31 мая 2009 года скончался на 75-м году жизни в своей московской квартире. * Михаил Кононов (Крыс) после 1990-го года снимался всё реже, негативно отзывался о состоянии современного российского кинематографа. Умер 16 июля 2007 года от сердечного приступа, забытый друзьями и коллегами, в полной нищете.
Интересные факты
* За два года съёмок все актёры повзрослели, иногда это довольно заметно. Самым первым был снят эпизод, где Алиса и Юля в третьей серии выбираются из окна больницы во двор. Можно заметить, что пижама на Наташе Гусевой велика ей по размеру, в то время как в палате явно была впору — эпизоды в палате снимались уже спустя год, когда девочка успела подрасти. * В сцене, где Алиса говорит по-английски, её озвучивает девочка-англичанка, приглашённая из английского посольства. * В сцене побега из больницы действие происходит на рассвете, а в действительности здание снято с восточной стороны, на закате, это видно по характеру освещения. * Волосы Наташи Гусевой постоянно отрастали, и режиссёр сам стриг актрису. А вот за причёской Алёши Фомкина пристально не следили; следующие в фильме друг за другом эпизоды «экскурсии» Коли Герасимова по Москве будущего снимались в разное время, и при внимательном просмотре можно видеть, что Коля периодически то «обрастает», то становится аккуратно подстриженным. * Семен Бузган (Коля Садовский) был самым старшим из ребят. Он был единственным, кто по возрасту уже не был пионером. В основном его утвердили потому, что у него к тому моменту ещё не сломался голос. Однако, когда пришло время озвучки, голос как раз сломался, и поэтому хотели пригласить мальчика-дублёра, который мог бы переозвучить, но Арсенов этого не захотел. Кроме Семёна Бузгана, «старым» ещё был Алексей Фомкин, которому было четырнадцать. * На съёмочной площадке Семён Бузган выяснил, что мама Наташи Гусевой — Галина Макаровна Гусева — его участковый врач. * Наталья Шанаева (Лена Домбазова) тоже пробовалась на роль Алисы. Всего на эту роль было не менее десятка претенденток.[5] * Когда Наташу Гусеву первый раз представляли Павлу Арсенову, на вопрос «Какой твой год рождения?» девочка так переволновалась, что по ошибке сказала «1872-й». Арсенов засмеялся и сказал: «Ну вот, ты у нас гостья из прошлого». * По сценарию в сцене похищения миелофона пираты должны были столкнуть Алису в пруд к «крокодилу». Но вода в пруду была слишком холодной, и от сцены отказались, опасаясь, что Наташа может простудиться и сорвать график съёмок. * В сценарии есть эпизод, когда Алиса выигрывает в шахматы у гроссмейстера, проводящего в школе сеанс одновременной игры. Он был снят, гроссмейстера играл Раднэр Муратов, широко известный как Василий Алибабаевич из культового фильма «Джентльмены удачи» (в жизни — блестящий шахматист, одно время вёл телепрограмму о шахматах). По неизвестной причине в окончательную версию фильма этот эпизод не вошёл. * По слухам, оригинальная плёнка фильма была сожжена на Киностудии им. Горького в конце 90-х. Однако, ходит версия, что оригинал не был уничтожен и хранится в фондах Гостелерадиофонда. * В сцене, где отец Алисы разговаривает с «учёным»-Крысом на его родном языке, в качестве имитации инопланетной речи используется проигранная задом наперёд фраза «От топота копыт пыль по полю летит». * В сцене, где Алиса выходит из подъезда с подругой в виде «двухэтажного человека», чтобы замаскироваться от пиратов, в действительности Наташа Гусева сидит на плечах не Марьяны Ионесян, а Алёши Фомкина, который играл роль Коли Герасимова. Его для этого специально переодели в школьное платье и гольфы. Под плащом Алёша ничего не видел, и команды ему подавала сама Наташа. Эпизод снимали весь день. * Фильм начинается с того, что Фима Королёв, прикрываясь книгой, следит за Полиной. В сценарии пояснялось, что эта книга называется «Сто лет тому вперёд». На самом деле (это видно!) Фима держит томик Майн Рида. * Во время погони за Крысом-старушкой в последней серии Весельчак У одет в свитер, но когда Полина парализует их обоих, Весельчак У, кроме свитера, одет уже и в пиджак. * В заключительных сценах в заколоченном доме пираты всё-таки овладевают миелофоном, однако после того, как их арестовывает Полина («Именем Закона Галактики»), про миелофон почему-то все забывают. Понятно, что его вернули на место, но следовало бы показать это. * В одной из сцен полёта на флипах видна стрела установки, на которой был подвешен флип. Также несколько раз отсвечивают тросы, на которых подвешены флипы, постоянно меняются их бортовые номера, а в одной сцене на заднем плане, на том берегу Москвы-реки, идет автобус выпуска середины ХХ века. * В сцене в больнице, когда Алиса приоткрывает дверь палаты, в стекле видно отражение работника съёмочной группы с микрофоном на длинном шесте. * Вертер, собираясь увольняться, говорит: «Напишу сегодня заявление Литваку». Это своеобразная «шутка для своих»: в годы создания фильма Литвак был директором Первого Творческого Объединения киностудии имени Горького. * Безымянный работник космопорта в исполнении В. Невинного обращается к другому работнику космопорта в исполнении М. Кононова: «Михаил Иванович». Это тоже своеобразная «шутка для своих»: имя и отчество актёра М. Кононова — Михаил Иванович. * Два персонажа — Фима и Юля — действуют и в другом произведении Кира Булычёва, не входящем в цикл про Алису — «Два билета в Индию». Интересно, что там тоже есть бабушка Юли, которая также звонит и зовет на помощь своего друга детства. * В Институте Времени герой Бориса Щербакова (Иван Сергеевич) появляется в довольно парадоксальном виде, не присущем античному времени: с одной стороны — парадная тога, характерная для аристократии в светской жизни, с другой стороны — меч на боку. * В первой серии Коля Герасимов просит Вертера разрешить ему взглянуть на какие-либо достопримечательности будущего. Вертер в качестве одной из достопримечательностей предлагает танцы на льду. Пророчество: спустя двадцать с небольшим лет после съемки фильма различные телевизионные проекты с танцами на льду стали весьма популярны[6]. * В первой серии погода на улице не соответствует апрелю в Москве. В апреле в Москве гораздо холоднее. Кроме того, заметен падающий тополиный пух, откуда можно сделать вывод, что съёмки происходят летом. * Сцена в пятой серии, когда героиня Натальи Варлей ловким приёмом выбрасывает Весельчака У в окно. Он идёт, через некоторое время падает без чувств, его окружают пионеры. Слышны возгласы Коли Садовского о том, что он уже видел Весельчака У возле школы. Между тем Коля Садовский видел его в классе, когда он вошёл в класс вместе с учительницей английского языка, но почему-то до того момента, когда все увидели Весельчака У без сознания, реплики не подал. * Перевоплощаясь в других людей и возвращаясь в предыдущее состояние, пираты, как правило, не имеют с собой собственных предметов, оставшихся от объектов перевоплощения. Однако Крыс, превратившись в старушку с сумкой, в которую он спрятал отобраный у находящегося без сознания Весельчака У миелофон, в обратном превращении так же оказывается с этой сумкой. * В третьей серии Коля Герасимов и Фима Королёв обнаруживают, что вход в машину времени в старом доме замурован. Спустя некоторое время их чуть было не обнаруживают Крыс и Весельчак У, исследующие закоулки дома. Удивительно, но то, что вход в машину времени замурован, пираты обнаруживают только в пятой (последней) серии. * Когда девочка-Крыс поднимается по лестнице к квартире, где живет бабушка Юли Грибковой, видно, что она в колготках. Когда девочка-Крыс возвращается в заколоченый дом, она почему-то оказывается не в колготках, а в носках. * Персонаж Крыс (Михаил Кононов) почему-то имеет выделяющиеся клыки, как у вампира. В то же время, как известно, у крыс, как и у других грызунов, сильно развиты резцы, а клыки, наоборот, имеют второстепенное значение. То ли кличка не подходит пирату, то ли зубы пирата не соответствуют кличке. * По версиям (независимым опросам) Livejournal.com и Liveinternet.ru фильм вошёл в «100 лучших российских фильмов». [1] * Пролетая над Москвой в первой серии Коля мог видеть часы на башне Кремля, которые показывают 15:30. Далее прилетев в космопорт Коля слышит голос диктора, объявляющий прибытие космолета в 12:30. * В игре S.T.A.L.K.E.R.Чистое небо в локации города Лиманска есть дом, подвал которого соответствует подвалу дома где находилась машина времени в фильме «Гостья из будущего». Кроме того, в стене есть дверной проём и полностью не открытая кирпичная дверь в соседнюю комнату, где видно машину времени. * На уроке английского, когда Крыс, перевоплощённый в учительницу, вызывает Алису к себе с портфелем, Алиса подходит к нему в носках, а минутой позже, когда Алиса прыгает из окна и бежит за Колей, она уже в гольфах.
Сравнение между книгой и фильмом
* В книге была не 20-я, а другая реальная 26-я московская школа в районе Старого Арбата, с углублённым изучением английского языка. * Действие книги происходит в апреле 1976 года, действие фильма — в апреле 1984. При этом в фильме Коля переносится в будущее ровно на сто лет (в 2084), а в книге — на сто шесть (в 2082). * В книге отсутствуют Полина (она впервые появляется в книге «Пленники астероида», вышедшей в 1984 году — переработке «Ловушки») и робот Вертер. Точнее, в Институте Времени есть робот-уборщик, но появляется он лишь в маленьком эпизоде, и представляет собой маленький прибор на колёсах. * Фамилия Коли в книге не Герасимов, а Наумов. По фильму сразу ясно, какой именно Коля попал в будущее. В книге в первой части, где действие происходит в будущем, фигурирует просто Коля, без упоминания фамилии. Даётся лишь уточнение, что его ближайший друг — Фима Королёв, и поэтому во второй части книги автор, дабы запутать читателя, намеренно делает так, чтобы в одной сцене Фима появлялся с одним Колей, в другой — с другим. Более того, Юля подозревает, что в будущем побывал сам Фима, способный подписаться чужим именем. * В фильме Алиса узнаёт «анкетные данные» Коли от козла Наполеона. В книге Коля вырезает надпись с именем, школой и классом ножом на скамейке в Космозо, а Алиса читает эту надпись, случайно увидев группу роботов-уборщиков, не знающих, что делать со скамейкой, испорченной человеком, поскольку в будущем подобного просто не бывает. В разговоре с Юлей Алиса объясняет, почему она уверена, что эту надпись сделал человек из прошлого: «Неужели ты думаешь, что через сто лет можно будет найти на Земле человека, который будет резать ножом скамейку только для того, чтобы оставить свою подпись?». К тому же в школе во времени Алисы существует деление не на классы, а на группы по интересам. * В фильме пираты отправляются в наше время сразу за Колей, и только затем перемещается Алиса. В книге, наоборот, пираты заблудились в Институте времени и нашли кабину для перемещения в наше время, проследив за Алисой. Также в книге Коля не сразу узнаёт, что пираты тоже проникли в наше время, и не знает имён пиратов (в фильме он, объясняя Фиме, в чём дело, называет Весельчака У по имени, в книге — просто говорит, что «по аллее толстый идёт»). * Способность принимать облик какого угодно человека (и не только человека — как видно из сцены финальной схватки) в книге была только у Крыса. При этом чаще всего в нашем времени он превращался в Наполеона Бонапарта. В фильме превращаться могут оба пирата. * В фильме машина времени представляет собой светлую комнату с площадкой и пультом управления в центре. В книге машина времени внешне похожа на телефонную будку. Указания («Встаньте в круг», «Держитесь за поручень») не произносились голосом, а появлялись в виде надписей на пульте. * В книге машина времени находится в квартире соседа Коли, по совместительству являющегося агентом института времени в XX веке, а подвал заброшенного дома — место, где школьники настигают пиратов и вступают с ними в схватку. В фильме никакого соседа нет, а машина времени размещается в том же подвале, где происходит финальный бой с пиратами. * В книге миелофон описан как небольшой аппарат с наушниками и проводами. В фильме — это коробочка без всяких внешних дополнительных приспособлений с большим прозрачным кристаллом, который в момент чтения мыслей переливается всеми цветами радуги и издаёт мелодичный звук. * В книге «автобус» представляет собой сооружение, похожее на сферу с двумя дверьми, и надо было войти в одну дверь и выйти из другой, с обратной стороны шара (частный случай нуль-транспортировки). В фильме «автобус» — плоский и с большим количеством сквозных дверей. * В фильме Алиса и Юля вместе совершают побег из больницы. В книге сначала из больницы выписывают Юлю, а Алиса сбегает из неё на следующий день, когда туда снова проникают пираты. * В книге оружием пиратов был только усыпляющий пистолет (замаскированный под костыль в больнице), а в фильме — вполне смертоносный бластер, который разрезал колонны в финальной сцене. Весельчак У использует бластер в книге только один раз для проникновения в Институт времени (чтобы расплавить стекло). Усыпляющий пистолет в книге использует Крыс. * По-разному представлены образы пиратов в книге и фильме. Весельчак У в фильме был примитивным исполнителем, подчиненным Крыса. В книге Весельчак У — умный и хитрый пират. * Разнятся доводы, когда Фима с Колей обсуждают, что он, Коля, натворил и что ему дальше делать. o Фима говорит Коле, что с путешествием во времени шутки и прочие игры плохи. В фильме Фима, в качестве примера, рассказывает, что было бы, если Коля узнал в будущем о каком-нибудь землетрясении и, вернувшись в настоящее, сумел бы предотвратить гибель большинства людей. Тогда бы какой-нибудь спасатель не нашёл в развалинах красивую девушку, они бы не поженились и у них не родился бы гениальный сын, придумавший в будущем, допустим, вечный двигатель. В книге Фима приводит рассказ Рэя Брэдбери «И грянул гром». o Попытка вернуть миелофон. В фильме Коля предлагает тайком снова смотаться в будущее и оставить прибор там с сопровождающей запиской, но Фима говорит, что Колю там уже наверняка ждут, что называется, «с оркестром». Тем не менее в фильме они предпринимают попытку ночью пролезть в подвал того дома и обнаруживают, что вход в машину заблокирован. В книге Фима спрашивает Колю, почему тот не делал такой попытки и Коля говорит, что его мама разговаривала с соседом, а тот, вспомнив, что комната с машиной не заперта, велел ей никому ключи от квартиры, кроме одного его друга, не давать. o Коля предлагает признаться во всём Алисе. В книге Фима на это говорит, что может быть Алиса и не будет сердиться на Колю, однако уголовный кодекс будущего явно будет действовать против него. В фильме Фима этого не говорит, а заявляет, что к Алисе тем более не следует приближаться, потому что она может быть одним из пиратов. o Остро встаёт вопрос, что дальше делать. В фильме Фима уговаривает Колю подождать несколько дней, чтобы присмотреться как следует к Алисе и понять та ли она, кем является на самом деле. А заодно тайком выведать, что будет с Колей. В книге Фима предлагает другу дождаться возвращения соседа, напроситься к нему в гости, а затем тайком оставить миелофон в его квартире («А где у него доказательства? Может, кто-нибудь из его агентов забыл»).