Мусли́м Магоме́тович Магома́ев (Муслим Магомет оглы Магомаев, азерб. Müslüm Məhəmməd oğlu Maqomayev) 17 августа 1942, Баку, Азербайджанская ССР, СССР — 25 октября 2008, Москва, Российская Федерация) — выдающийся советский, азербайджанский и российский оперный и эстрадный певец (баритон), Народный артист СССР (1973).
Биография
Детство и юность
Муслим Магомаев родился в Баку 17 августа 1942 года. Родители Муслима — Магомет Магомаев, театральный художник, погиб на фронте за два дня до Победы, и Айшет Магомаева (сценический псевдоним — Кинжалова), драматическая актриса, сталинская стипендиатка. Его дед — Муслим Магомаев, известный азербайджанский композитор, чьё имя носит Азербайджанская филармония. Сам Муслим Магомаев всегда считал себя азербайджанцем, а про гражданскую принадлежность говорил: «Азербайджан — мой отец, Россия — моя мать»[2].
Мать, лишившись мужа, выбрала театральную карьеру, уехав в Вышний Волочёк, а сына оставила на воспитание дяде. Муслим учился в музыкальной школе при Бакинской консерватории по классу фортепиано и композиции. Талантливого ученика приметил профессор Бакинской консерватории виолончелист В. Ц. Аншелевич, который стал давать ему уроки. Аншелевич не ставил голос, а показывал, как его филировать. Опыт, приобретенный на занятиях с профессором-виолончелистом, потом пришелся кстати, когда Магомаев начал работать над партией Фигаро в «Севильском цирюльнике».[3]
Так как в школе не было вокального отделения, Муслим перешёл в Бакинское музыкальное училище имени Асафа Зейналлы, где учился у преподавателя Александра Акимовича Милованова и его многолетнего концертмейстера Тамары Исидоровны Кретинген.
Затем окончил Азербайджанскую консерваторию по классу пения Шовкет Мамедовой (1968). Первое его выступление состоялось в Баку, в Доме Культуры Бакинских Моряков, куда пятнадцатилетний Муслим Магомаев пошёл втайне от семьи. В семье были против раннего выступления Муслима из-за риска потерять голос. Однако сам Муслим решил, что его голос уже сформировался, и потеря голоса ему не грозит.
Международное признание
Всесоюзная известность пришла после его выступления в Кремлёвском Дворце съездов на заключительном концерте фестиваля азербайджанского искусства в 1962 году. Первый сольный концерт Муслима Магомаева состоялся 10 ноября 1963 года в Концертном зале им. П. И. Чайковского.
В 1963 году Магомаев становится солистом Азербайджанского театра оперы и балета им. Ахундова, продолжает выступать на концертной эстраде. В 1964—1965 годах он стажировался в миланском театре «Ла Скала», в 1960-е годы выступает в крупнейших городах Советского союза в спектаклях «Тоска» и «Севильский цирюльник» (среди партнёров — Мария Биешу). Предложение перейти в труппу Большого театра не принял, не желая ограничивать себя рамками оперных спектаклей.
В 1966 и 1969 годах с большим успехом прошли гастроли Муслима Магомаева в знаменитом театре «Олимпия» в Париже. Директор «Олимпии» Бруно Кокатрис предложил Магомаеву контракт на год, обещая сделать из него звезду международного масштаба. Певец всерьез рассматривал такую возможность, но отказало Министерство культуры СССР, мотивировав это тем, что Магомаев должен выступать на правительственных концертах.[2]
В конце 1960-х, узнав, что Ростовская филармония испытывала финансовые трудности, и у ансамбля донских казаков не было приличных костюмов для намечавшихся гастролей в Москве, Магомаев согласился помочь, выступив на переполненном местном стадионе, вмещавшем 45 тысяч человек. Планировалось, что Магомаев выступит только в одном отделении, однако он провел на сцене более двух часов. За это выступление ему заплатили 606 рублей, вместо 202 рублей, которые тогда были положены по закону за выступление в одном отделении. Администраторы заверили его, что такая ставка вполне законна, и одобрена Министерством культуры, однако это оказалось не так. Выступление в Ростове-на-Дону стало поводом для возбуждения уголовного дела по линии ОБХСС.[4]
Когда об этом сообщили выступавшему в парижской Олимпии Магомаеву, то эмигрантские круги предложили ему остаться, однако Магомаев предпочел вернуться в СССР, так как не представлял себе жизни вдали от Родины и понимал, что эмиграция может поставить в тяжелое положение его родственников в СССР.
Хотя разбирательство и не выявило никакой вины Магомаева, который расписался за полученные деньги в официальной ведомости, тем не менее Министерство культуры СССР запретило Магомаеву выступать с гастролями за пределами Азербайджана. Использовав свободное время, Магомаев сдал все экзамены и закончил бакинскую консерваторию. Опала Магомаева закончилась после того, как председатель КГБ СССР Ю. В. Андропов лично позвонил Екатерине Фурцевой и потребовал обеспечить выступление Магомаева на концерте по случаю юбилея КГБ, заявив, что по линии КГБ у Магомаева все чисто.[2]
В 1969 году на фестивале в Сопоте Магомаев получает I премию, а в Каннах — «Золотую пластинку»[1].
В 1973 г. в возрасте 31 года ему было присвоено звание Народного артиста СССР, последовавшее за званием Народного артиста Азербайджанской ССР. С 1975 по 1989 годы Магомаев был художественным руководителем созданного им Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра, с которым много гастролировал по СССР.
В 1960-е и 1970-е популярность Магомаева в СССР была безграничной: многотысячные стадионы, бесконечные гастроли по всему Советскому Союзу, частые выступления на телевидении. Пластинки с его песнями выходили огромными тиражами. По сей день он остаётся кумиром для многих поколений людей на постсоветском пространстве.
В концертном репертуаре Магомаева было более 600 произведений (русские романсы, эстрадные и неаполитанские песни); он снялся в фильмах: «Низами», «Поёт Муслим Магомаев» и «Москва в нотах». Муслим Магомаев автор более 20 песен, музыки к фильмам и театральным спектаклям. Он также был автором и ведущим цикла телепередач о жизни и творчестве звёзд мировой оперной и эстрадной сцены, в том числе — американского певца Марио Ланца; написал книгу об этом певце.
В 1997 г. в честь Магомаева именем 4980 Magomaev была названа одна из малых планет Солнечной системы, известная астрономам под кодом 1974 SP1.[5]
Последние годы жизни Муслим Магомаев прожил в Москве, отказываясь от концертных выступлений. Занимался живописью, вел переписку со своими поклонниками через свой персональный веб-сайт в Интернете. По поводу прекращения выступлений Муслим Магомаев говорил: «Каждому голосу, каждому таланту, Бог определил определённое время, и перешагивать его не нужно», хотя с голосом проблем не было никогда,[6] несмотря на то, что Муслим Магомаев курил всю свою взрослую жизнь. Был личным другом Гейдара Алиева. Входил в руководство Всероссийского азербайджанского конгресса.[7]
Несмотря на благожелательное отношение советских лидеров, Магомаев никогда не состоял ни в ВЛКСМ[источник не указан 25 дней], ни в КПСС, и сторонился политики.[источник не указан 25 дней]
Одной из последних песен Муслима Магомаева стала песня «Прощай, Баку» на стихи Сергея Есенина, записанная в марте 2007 года.
Уход из жизни
Муслим Магомаев умер 25 октября 2008 года в возрасте 66 лет после продолжительной болезни. Соболезнования по поводу кончины выдающегося артиста высказали государственные деятели России, Азербайджана, Украины, Белоруссии. Свое соболезнование выразили и многие известные деятели культуры и искусства, которые близко знали Муслима Магомаева и работали вместе с ним. Не будет преувеличением сказать, что скоропостижная смерть Магомаева вызвала всенародное горе в России. 28 октября 2008 года в Москве, в Концертном зале имени Чайковского, а 29 октября 2008 года в Азербайджанской государственной филармонии им. Муслима Магомаева (старшего) в Баку прошли церемонии прощания с певцом.[6][8][9] В тот же день он был похоронен на Аллее почетного захоронения в Баку рядом со своим дедом. Проститься с Магомаевым пришли тысячи людей. Гроб с телом покойного вынесли под звуки написанной и исполненной им песни «Азербайджан». В траурной процессии принимали участие президент страны Ильхам Алиев, вдова певца Тамара Синявская и дочь Марина, прилетевшая из США.
Увековечение памяти
22 октября 2009 года состоялось открытие памятника Муслиму Магомаеву на его могиле в Аллее почётного захоронения в Баку. Автор памятника — народный художник Азербайджана, президент Азербайджанской Государственной Академии Художеств Омар Эльдаров. Памятник выполнен во весь рост, а белый мрамор для него был доставлен в Баку из Урала.[12]
14 августа президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение "об увековечении памяти Муслима Магомаева". Согласно распоряжению, на доме, где проживал певец, будет установлена мемориальная доска, а одна из школ столицы будет названа именем Муслима Магомаева.
Комиссия Мосгордумы по монументальному искусству приняла решение об установке памятника Муслиму Магомаеву в сквере по Леонтьевскому переулку, напротив здания посольства Азербайджана в Москве. Памятник будет установлен за счет ЗАО «Крокус-Интернешнл», а затем монумент будет передан в дар городу.[13] 3 февраля 2010 года в Москве состоялась торжественная церемония открытия закладного камня на месте будущего памятника.[14][15] Авторами памятника будут скульптор Александр Рукавишников и архитектор Игорь Вознесенский.
Семья
Был женат на Тамаре Ильиничне Синявской, певице, народной артистке СССР. От первого брака с Офелией (1960), который распался через год, у Магомаева есть дочь — Марина. В настоящее время Марина живет в США вместе с семьёй — мужем Александром Козловским и сыном Алленом.
Творчество
Голос Магомаева — яркий, звучный, драматический баритон. Выдающийся талант и профессионализм Магомаева позволили ему шагнуть далеко за пределы обычного баритонового репертуара. Так, например, при исполнении русской народной песни «Вдоль по Питерской» («коронного» номера Ф. И. Шаляпина) голос Магомаева звучит как бас-баритон. Магомаев блестяще спел куплеты Мефистофеля из оперы Ш. Гуно «Фауст» (предназначенные для баса) и чрезвычайно артистично воссоздал этот образ на сцене. В неаполитанских песнях «Вернись в Сорренто», «Скажите, девушки», «Гранада» и др. голос Магомаева мастерски имитирует теноровую технику пения. Магомаев был талантливым пародистом-звукоимитатором, в частности, он неподражаемо записал вокальные партии Трубадура, Сыщика и Атаманши в радиопьесе Ю. Энтина и В. Ливанова «По следам бременских музыкантов». Исполняя произведения национального азербайджанского репертуара, Магомаев пользовался техникой «мугам»[источник не указан 33 дня].
Кроме прекрасной техники вокала, Магомаев обладал чрезвычайно выигрышной сценической внешностью и манерами. Высокий, всегда стройный и подтянутый, с царственной осанкой, в элегантном чёрном костюме, с длинными ногами, с крупными цепкими кистями пианиста, с крупной же головой, то гордо откинутой, то меланхолически склонённой, с пронзительным взглядом горящих чёрных глаз, он при появлении на сцене моментально завладевал вниманием всех зрителей. Стиль пения Магомаева — это всегда точная подача и филировка звука, чёткая дикция, тщательное построение вокальной фразы, точно угаданное настроение песни. Палитра динамических оттенков чрезвычайно богатая, от строго академической, патетической и торжественной до сентиментальной и даже интимной манеры. Магомаеву органически присуще благородство, огромное внутреннее достоинство, сочетающееся с ярко выраженным холерическим темпераментом. Будучи всесторонне образованным человеком высочайшей художественной культуры, Магомаев прекрасно понимал национальную специфику любой песни — русской, итальянской, немецкой, азербайджанской. Магомаев работал с лучшими советскими композиторами своего времени — А. Бабаджаняном, А. Пахмутовой. Многие песни Бабаджаняна написаны специально для Магомаева, и в результате магомаевское исполнение песен «Чёртово колесо», «Голубая тайга», «Ноктюрн» осталось непревзойдённым.
В 1970-х годах Магомаев популяризовал в СССР творчество выдающегося американского тенора Марио Ланца. По-видимому, сам Магомаев являлся поклонником этого певца. Будучи весьма восприимчивым и музыкально чутким, Магомаев словно бы перенял чрезвычайно страстную, экспрессивную манеру пения форсированным, высветленным до резкости звуком, стал петь классический итальянский теноровый репертуар, песни и арии из американских мюзиклов, предназначенные для теноров.
Магомаев — певец, которому были подвластны любые песенные жанры. Но наиболее ярко его талант раскрывался в произведениях драматического характера, в которых голос Магомаева звучал особенно светло и проникновенно.
Дискография
CD
* Благодарю тебя, Мелодия, 1995 г. * Арии из опер, мюзиклов (Неаполитанские песни), Мелодия, 1996 г. * Звёзды советской эстрады (Муслим Магомаев. Лучшее), CD-Landrec, 2001 г. * Любовь — моя песня (Страна грёз), 2001 г. * Воспоминания об А. Бабаджаняне и Р. Рождественском (Серия «Звезды, которые не гаснут»), Парк-рекордз, 2002 г. * Муслим Магомаев (Избранное), PARK RECORDS, 2002 г. * Арии из опер, PARK RECORDS, 2002 г. * Песни Италии, PARK RECORDS, 2002 г. * Концерт в зале Чайковского, 1963 г (Фонд Рашида Бейбутова, Азербайджан), 2002 г. * Великие исполнители России XX века (Муслим Магомаев), Moroz Records, 2002 г. * С любовью к женщине, PARK RECORDS, 2003 г. * Спектакли, Мюзиклы, Кинофильмы, PARK RECORDS, 2003 г. * Рапсодия любви, PARK RECORDS, 2004 г. * Муслим Магомаев. Импровизации, PARK RECORDS, 2004 г. * Муслим Магомаев. Концерты, концерты, концерты., PARK RECORDS, 2005 г. [17] * Муслим Магомаев. Арии П. И. Чайковского и С. Рахманинова. Партия фортепиано — Борис Абрамович. PARK RECORDS, 2006 г.
Виниловые пластинки
Было издано более 45 пластинок с песнями Магомаева[18]. Информации о точных тиражах этих изданий нет.
Фильмография
* 1963 — До новых встреч, Муслим (фильм-концерт) * 1964 — Когда песня не кончается (фильм-концерт) — актёр * 1968 — Белый рояль, вокал (песня «Пусть луна») * 1968 — Улыбнись соседу, вокал (песни «Лариса», «Любовный треугольник») * 1969 — Похищение (фильм-концерт) — актёр * 1969 — Москва в нотах (фильм-концерт) * 1970 — Ритмы Апшерона — актёр * 1970 — Бушует "Маргарита" — исполняет песню * 1971 — Поёт Муслим Магомаев (фильм-концерт) * 1972 — Руслан и Людмила, вокал * 1973 — По следам Бременских музыкантов (мультфильм) * 1979 — Прерванная серенада — главная роль, композитор * 1982 — Низами (фильм о поэте и философе Низами) — главная роль * 1985 — Легенда серебряного озера, музыка к фильму * 1986 — Водоворот, композитор * 1987 — Загородная прогулка (Gümüşgöl Əfsanəsi), музыка к фильму * 1988 — Игла, вокал (песня «Улыбнись») * 1989 — Диверсия, композитор * 1999 — Улицы разбитых фонарей. Новые приключения ментов, вокал * 1999 — Как прекрасен этот мир, Азербайджан, композитор * 1999 — Королева красоты, вокал(?) * 2000 — Два товарища, вокал
Награды
* Орден Почёта (17 августа 2002) — за большой вклад в развитие музыкального искусства[19] * Орден Трудового Красного Знамени (1971) * Орден Дружбы народов (1980) * Орден «Независимость» (Азербайджан, 2002) — за большие заслуги в развитии азербайджанской культуры[20] * Орден «Слава» (Азербайджан, 1997) * Почётный знак «За заслуги перед польской культурой» * Нагрудный знак «Шахтёрская слава» III степени * Народный артист СССР * Заслуженный артист Чечено-Ингушской АССР * Орден «Сердце Данко», присуждаемый за выдающиеся достижения в деле развития Российской культуры * Заслуженный артист Азерб. ССР * Народный артист Азерб. ССР (1971 г.)