Sid Meier’s Civilization IV (в российском издании — Цивилизация ІV) — пошаговая стратегия Firaxis Games, продолжение популярной серии Civilization (предыдущей была Civilization III). Релиз игры состоялся 25 октября 2005 года в Америке и Канаде и 4 ноября в Европе. Интерфейс игры претерпел радикальные изменения, карта стала анимированной. 24 июня 2006 года вышел аддон Warlords. Второе дополнение — Beyond the Sword вышло 27 июня 2007 года. В Beyond the Sword 10 новых цивилизаций, 12 новых сценариев, 16 новых правителей и 5 новых чудес света.
Чит коды
В папке с игрой найдите файл Сiv4Соnfig и
oткpoйтe eгo любым тeкcтoвым peдaктopoм:
Haйдитe cтpoкy:
CheatCode = 0
и измeнитe ee нa
CheatCode = chipotle
Bo вpeмя игpы нaжмитe нa клaвишy [~] (тильдa).
Зaтeм ввeдитe help и вы yвидитe cпиcoк вcex дocтyпныx чит кoмaнд.
Пpимep ввoдa кoммaнды:
Player.setGold 0 100000
Описание игры
Sid Meier’s Civilization 4 — продолжение одной из самых популярных и успешных серий глобальных пошаговых стратегий. Суммарный тираж серии в данный момент насчитывает более 6 млн. копий.
Суть игры
В игре вам даётся возможность управлять одной из империй. Начав в 4000 году до н. э. с поселенцем и одним из юнитов (разведчик, воин, работник в зависимости от выбранной цивилзации), вы можете построить первый город. В ходе дальнейшей игры вы будете изучать мир, развивать города, колонизировать земли, вести войны, заключать союзы, изучать науки, развивать культуру. На игровой карте, генерируемой автоматически, с вами будут так же находиться ещё несколько цивилизаций и племена варваров. Перед началом игры предоставляется возможность выбрать тип карты (один огромный континент, несколько континентов, островная карта и т. п.), а также ее размер, от которого зависит количество соперничающих с вами цивилизаций. Также перед началом игры доступен выбор климата и уровня моря, что влияет на ландшафт сгенерированной карты и находящиеся на ней ресурсы. Каждый ход в игре равен определенному количеству лет, что зависит от выбранной игроком скорости игры. Кроме того, имеется определенный масштаб, по которому чем ближе игрок к современности, тем меньше лет в одном ходе и наоборот. При низких скоростях игры, в недалеком прошлом, современности и будущем, один год может проходить за несколько ходов. В игре вы имеете несколько путей к победе. Это политическое, культурное, технологическое доминирование или уничтожение всех остальных цивилизаций.
- Победа по очкам
Игра заканчивается в 2050 году и побеждает цивилизация, набравшая большее количество очков.
- Победа завоеванием
Игра заканчивается, когда какая-либо цивилизация уничтожает всех соперников. Государство уничтожается тогда, когда у него не остаётся больше городов, независимо от находящихся под его контролем юнитов.
- Победа доминированием
Игра заканчивается, когда цивилизация имеет под контролем 75 % всего населения и 75 % всей территории суши.
- Победа культурой
Игра заканчивается, когда нация имеет 3 города с Легендарной культурой (в русской версии не слишком удачный перевод "легендарный" как "максимальный" уровень культуры: 50000 очков культуры на город при «нормальной» скорости игры).
- Победа в Космической гонке
Игра заканчивается, когда одна из цивилизаций посылает корабль на Альфу Центавра и он успешно достигает цели. В отличие от предыдущей игры серии, нужно, чтобы космический корабль именно достиг Альфы Центавра, а не просто был запущен. Всегда при запуске имеется определенный процент выполнения задачи, который зависит от количества построенных компонентов корабля, то есть корабль может быть запущен и с неполным возможным комплектом всех модулей, но при этом до Альфы он может не долететь.
- Победа дипломатией
Игра завершается, когда при выборах в ООН государство выигрывает выборы мирового лидера и добивается принятия всеми странами дипломатических соглашений.
После победы, если ваши достижения были достаточно эффективны, ваш счёт заносят в Зал славы. Также, после победы, есть возможность продолжить игру. В таком случае последующий счёт не будет заноситься в Зал славы и не будет возможности добиться победы иного типа.
Битвы
По сравнению с предыдущими частями, бои претерпели значительные изменения.
Теперь у каждой боевой единицы есть параметр опыт. Участвуя в битвах, юнит набирает очки опыта и с повышением уровня может потратить его на изучения одного продвижения по службе, за что получает лычку. Также опыт дают некоторые строения (такие как казармы, сухой док и т. п.) и парадигмы. В более поздних аддонах к игре, очки опыта при производстве может давать также выдающаяся личность - генерал, поселенный в городе. Не имеет значения, защищался отряд или нападал, в любом случам при победе ему присуждаются очки опыта. Но стоит помнить, что воздушные отряды опыт не накапливают (это было реализовано только в аддоне Beyond the Sword), также он не даётся за бомбардировки или в случае, когда вражеский юнит отступил. Не каждый отряд имеет все продвижения по службе, некоторые можно получить только при выполнения определёного условия, другие же могут использовать только определёные боевые единицы.
Всего в игре 41 различное продвижение по службе.
Цивилизации и лидеры
В игре на выбор предоставляется 18 цивилизаций, каждая со своими уникальными особенностями, юнитами и лидерами. У некоторых цивилизаций на выбор даётся 2 лидера.
Цивилизация | Стартовые технологии | Уникальный Юнит | Лидеры | Лидерские особенности | Предпочитаемые институты власти | Столица |
Америка | Рыболовство, Земледелие | Морской котик (заменяет Морского пехотинца) | Джордж Вашингтон | Коммерческий, Организованный | Всеобщее избирательное право | Вашингтон |
Франклин Рузвельт | Трудолюбивый, Организованный | |||||
Арабский халифат | Мистицизм, Колесо | Лучник на верблюде (заменяет Рыцаря) | Салах ад-Дин | Философский, Духовный | Теократия | Мекка |
Ацтеки | Мистицизм, Охота | Воин-Ягуар (заменяет Мечника) | Монтесума II | Агрессивный, Духовный | Полицейское государство | Теночтитлан |
Китай | Земледелие, Горное дело | Чо-ко-ну (заменяет Арбалетчика) | Мао Цзедун | Философский, Организованный | Гос. собственность | Пекин |
Цинь Шихуан | Индустриальный, Финансовый | Полицейское государство | ||||
Египет | Земледелие, Колесо | Боевая Колесница (заменяет Колесницу) | Хатшепсут | Духовный, Творческий | Монархия | Фивы |
Англия | Рыболовство, Горное дело | Красномундирщик (заменяет Стрелка) | Виктория | Экспансивный, Финансовый | Представительстиво | Лондон |
Елизавета I | Философский, Финансовый | Свобода совести | ||||
Франция | Земледелие, Колесо | Французский Мушкетёр (заменяет Мушкетёры) | Людовик XIV | Творческий, Индустриальный | Монархия | Париж |
Наполеон Бонапарт | Агрессивный, Индустриальный | Представительство | ||||
Германия | Охота, Горное дело | Panzer T IV (заменяет Танк) | Фридрих II Великий | Творческий, Философский | Всеобщее избирательное право | Берлин |
Отто фон Бисмарк | Экспансивный, Индустриальный | Представительство | ||||
Греция | Рыболовство, Охота | Фаланга (заменяет Копьеносца) | Александр Великий | Агрессивный, Философский | Монархия | Афины |
Инки | Земледелие, Мистицизм | Кечуа (заменяет Воина) | Уайна Капак | Агрессивный, Финансовый | Монархия | Куско |
Индия | Мистицизм, Горное дело | Быстрый Рабочий (заменяет Рабочего) | Махатма Ганди | Индустриальный, Духовный | Всеобщее избирательное право | Дели |
Ашока | Организованный, Духовный | |||||
Япония | Рыболовство, Колесо | Самурай (заменяет Булавоносца) | Токугава Иэясу | Агрессивный, Организованный | Меркантилизм | Киото |
Мали | Горное дело, Колесо | Застрельщик (заменяет Лучника) | Манса Муса | Финансовый, Духовный | Свободный рынок | Тимбукту |
Монголы | Охота, Колесо | Кешик (заменяет Конного лучника) | Чингисхан | Агрессивный, Экспансивный | Полицейское государство | Каракорум |
Хубилай | Агрессивный, Творческий | Монархия | ||||
Персия | Земледелие, Охота | Бессмертные (заменяют Колесницу) | Кир II Великий | Экспансивный, Творческий | Представительство | Персеполь |
Рим | Рыболовство, Горное дело | Преторианец (заменяет Мечника) | Гай Юлий Цезарь | Организованный, Экспансивный | Представительство | Рим |
Россия | Охота, Горное дело | Казак (заменяет Кавалерию) | Екатерина II Великая | Творческая, Финансовая | Монархия | Москва |
Пётр I Великий | Экспансивный, Философский | Полицейское государство | ||||
Испания | Рыболовство, Мистицизм | Конкистадор (заменяет Рыцаря) | Изабелла I Кастильская | Экспансивная, Духовная | Полицейское Государство | Мадрид |
Чудеса
Всего в игре 33 Чуда света. Для получения возможности построить чудо надо исследовать необходимую технологию, также для некоторых ещё выполнить дополнительные условие. Некоторые чудеса устаревают с открытием последующих технологий.
+1 производства с каждого Священника во всех городах. Позволяет: Священник (3 чел.) |
+50 % культуры в городе; +1 счастливый житель Предоставляет: 5 популярных мюзиклов |
+25 % защиты во всех ваших городах |
+50 % культуры в городе; +1 счастливый житель Предоставляет: 5 популярных фильмов |
+1 счастливый житель во всех городах этого континента |
+50 % культуры в городе Предоставляет: 5 популярных песен |
Строит Обелиск в каждом городе Центрирует карту мира |
+1 золота с каждого города с Христианством Распространяет Христианство Позволяет: священник (3 чел.) |
+1 золота в каждой водной клетке |
+1 золота с каждого города с Даосизмом Распространяет Даосизм Позволяет: священник (3 чел.) |
Бесплатная телевышка в каждом городе |
+2 Учёных |
+2 торговых маршрута во всех прибрежных городах |
Рабочие строят улучшения на 50 % быстрее |
+1 здоровья во всех городах +1 человек во всех городах |
+1 золота в каждом городе с Индуизмом Распространяет Индуизм Позволяет: священник (3 чел.) |
+1 золота с каждого города с Конфуцианством Распространяет Конфуцианство Позволяет: священник (3 чел.) |
−50 % стоимость ускорения производства |
+1 золота с каждого города с Буддизм Распространяет Буддизм Позволяет:священник(3чел.) |
+1 золота с каждого города с Ислам Распространяет Ислам Позволяет: священник (3 чел.) |
1 технология бесплатно |
+50 % уровень рождаемости Великих Людей во всех городах |
Новые отряды получают 2 опыта во всех городах |
Открывает все Правительственные формы власти |
+2 культуры на каждого специалиста во всех городах |
+50 % производство деталей космического корабля во всех городах |
+1 золота со всех религиозных сооружений |
+1 специалист во всех городах континента |
Инициирует золотой век |
+1 золота в каждом городе с Иудаизм Распространяет Иудаизм Позволяет: священник (3 чел.) |
Обеспечивает энергией все города континента |
Инициирует всемирные выборы Гарантирует право участия в Дипломатическом голосовании |
Уменьшает коррупцию в соседних городах |
Сценарии
- Земля, 4000 г. до Р.Х.(Earth 4000 BC)
- Земля, Ледниковый Период (Earth Ice Age)
- Земля, 1000 г. Р.Х. (Earth 1000 AD)
- Древнегреческий мир (Greek World)
- Война в пустыне (Desert War)
- Американская Революция (American Revolution)