«Я шага́ю по Москве́» — лирическая комедия Георгия Данелии по сценарию Геннадия Шпаликова с Алексеем Локтевым, Никитой Михалковым, Евгением Стебловым и Галиной Польских в главных ролях.
Сюжет
Фильм начинается с небольшой сцены-эпиграфа в московском аэропорту. Молодой парень Володя обращает внимание на танцующую под незаметную музыку девушку и начинает разговор:
— Улетаешь или прилетела? — Встречаю. — Кого? — Мужа. — Счастливые, кого встречают. — Женишься, и тебя будут встречать. — И у вас все хорошо? — Очень хорошо. — А ведь так не бывает. — А вот бывает, да, бывает.
Володя работает монтажником в Сибири, в Москве он проездом — его небольшой рассказ, опубликованный в журнале «Юность» вызвал интерес у писателя Воронова, пригласившего Володю на важный разговор. В метро он знакомится с Колей — молодым задорным пареньком, возвращающимся с ночной смены. Володя собирается остановиться у своих друзей, но не знает точно, где находится нужный переулок, Коля предлагает его проводить.
На Чистопрудном бульваре Володю кусает оставленная без присмотра собака. Коля приглашает Володю домой, чтобы зашить порванные брюки, знакомит его с семьёй. Вскоре оказывается, что знакомые Володи уехали из Москвы на лето, Володя оставляет вещи у Коли и уходит по делам.
Оставшись дома один, Коля надеется выспаться, но неожиданно к нему приходит друг Саша, которого забирают в армию. Саша просит Колю пойти с ним в военкомат, чтобы получить отсрочку от призыва в связи с тем, что Саша сегодня женится на Свете. После военкомата друзья идут в ГУМ, чтобы выбрать жениху новый пиджак. Там они встречают Володю, как раз купившего себе новый костюм, и Коля предлагает вместо пиджака купить невесте подарок. Они идут в магазин пластинок, где работает его знакомая Алёна…
В ролях
* Арина Алейникова — танцующая на аэродроме * Валентина Ананьина — продавщица мороженого * Владимир Басов — полотёр * Борис Битюков * Ролан Быков — мужчина в парке * Борис Балакин — таксист * Вероника Васильева * Олег Видов — мальчик на велосипеде * Мария Виноградова — «хозяйка» собаки * Владимир Волков * Георгий Данелия — чистильщик обуви * Пётр Должанов * Лев Дуров — милиционер в участке * Эльза Леждей * Алексей Локтев — Володя Ермаков * Ирина Мирошниченко — Катя, сестра Коли * Никита Михалков — Коля * Галина Польских — Алёна, продавщица пластинок * Ирина Скобцева — говорившая по телефону за Аню * Алексей Смирнов * Любовь Соколова — мама Коли * Евгений Стеблов — Саша Шаталов * Данута Столярская — Аня, жена брата Коли * Инна Чурикова — девушка на конкурсе рисования * Геннадий Ялович — экскурсовод * Игорь Наумов — человек с трубкой
Съёмочная группа
* Режиссёр: Георгий Данелия * Сценарист: Геннадий Шпаликов * Композитор: Андрей Петров * Оператор: Вадим Юсов
Художественная ценность
* Один из главных фильмов «Оттепели». * Фильм можно отнести к жанру городской сказки. Образ Москвы и времени в картине создаётся благодаря тонкой операторской работе Вадима Юсова и музыке Андрея Петрова. * Заглавная мелодия фильма на слова Геннадия Шпаликова стала одной из самых популярных песен конца шестидесятых.
Интересные факты
* Режиссёр фильма Георгий Данелия появился в фильме камео в роли чистильщика обуви. * Московский кинотеатр «Россия», построенный по проекту Юрия Шевердяева — учителя Георгия Данелии в архитектурном институте — открылся показом фильма «Я шагаю по Москве» в 1964 году.[1] * Фильм стал первой главной ролью Никиты Михалкова, которому на момент съёмок было 18 лет, в игровом кино. Он получил эту роль благодаря рекомендации сценариста фильма Геннадия Шпаликова. * Данелия назвал героя Михалкова именем «Коля» в честь своего сына.[2] * Песня для фильма, ставшая затем такой популярной, была написана Геннадием Шпаликовым в течение съёмок одного из эпизодов. Он предлагал идти в ресторан, но группа должна была вначале закончить съёмку.
Если бы съемки длились дольше, куплетов могло быть не три, а четыре или пять. Песню приняли, но попросили заменить в последнем куплете слова «Над лодкой белый парус распущу / Пока не знаю где»: — Что значит «Пока не знаю где»? Что ваш герой — в Израиль собрался или в США?[2]
* Через некоторое время после начала съёмок Никита Михалков подошёл к Георгию Данелии и попросил поднять гонорар с 8 рублей до 25. Данелия пошёл на хитрость и сказал Никите, что на его место берут другого актёра. Никита расплакался, попросил прощения и сказал, что этому его научил Андрон Кончаловский.[2] * Финальная сцена происходит на станции метро «Университет». Герои прощаются, Алёна уезжает на поезде в сторону центра. Коля идёт по залу, а Володя садится в поезд на противоположной платформе, чтобы ехать, очевидно, в аэропорт «Внуково» и уезжает… в оборотный тупик. Вплоть до 1964 года «Университет» была конечной станцией. Надпись на указателе «Посадки нет» хорошо просматривается. Тем не менее, для зрителей, которые увидели фильм в 1964 году, сцена уже не выглядела абсурдной — 30 декабря 1963 года Кировско-Фрунзенская (ныне Сокольническая) линия была продлена ещё на 2 станции до «Юго-Западной», откуда действительно стало возможным попасть в аэропорт Внуково.[3] * Жанр «лирическая комедия» был изобретён нарочно для фильма, чтобы обойти претензию Госкино «несмешная комедия». Впоследствии (в 1971) титр «лирическая комедия» был спародирован в фильме «Джентльмены удачи» — превратился в «нелирическую комедию». Георгий Данелия был художественным руководителем этого фильма и соавтором сценария.[2] * В сцене, где девушка шагает под дождем, снялись сразу три актрисы, по словам режиссёра, «две блондинки и одна журналистка». Девушка, снявшаяся в сцене в первый день (общий план), на второй день съемок по неясной причине не пришла. Немедленно нашлась ей замена во ВГИКе, сняли крупный план, но в третий день и эта девушка не пришла: у неё был экзамен в институте. Тогда последний план (босые ноги) сняли, использовав безвестную корреспондентку некоей газеты, которая пришла взять интервью у режиссёра.
Награды
* Каннский кинофестиваль (1964 год)
* Георгий Данелия — особое упоминание лент молодых режиссёров
* Лениградский кинофестиваль (1964 год)
* Вадим Юсов — приз за операторскую работу и диплом ВЛКСМ
* Конгресс УНИАТЕК (Милан, 1964 год)
* Первая премия на конкурсе фильмов
* Специальная премия Международного кинообзора «Капитолийский Юпитер» за участие в лучшей программе (Рим, 1966 год). * Премия за операторскую работу (Вадим Юсов) на кинофестивале трудящихся в Чехословакии.