«Служебный роман» — советский фильм, мелодрама (2 серии) режиссёра Эльдара Рязанова. Лидер проката — свыше 58 млн зрителей. Снят по мотивам пьесы Э. Брагинского и Э. Рязанова «Сослуживцы».
Сюжет
Действие фильма происходит в Москве, приблизительно в 1970-е годы. Анатолий Ефремович Новосельцев — сотрудник статистического учреждения. Одинокий отец двоих детей, он с трудом дотягивает от зарплаты до зарплаты. Директор учреждения — Людмила Прокофьевна Калугина, строгая деловая женщина, для которой не существует ничего, кроме работы. Ещё совсем нестарая и привлекательная, она, однако, особо не следит за своей внешностью и получила от подчинённых за глаза прозвище «наша Мымра».
В управление заместителем директора назначают бывшего однокурсника Новосельцева — Юрия Самохвалова. В первые же дни своего нового назначения он устраивает вечеринку для коллег. Самохвалов узнал, что в учреждении открылась вакантная позиция начальника отдела. Во время вечеринки он предлагает Новосельцеву слегка поухаживать за Людмилой Прокофьевной с прагматичными намерениями получить заманчивый пост.
Попытка лёгкого флирта заканчивается неудачно. Для Калугиной кандидатура Новосельцева, вечного неудачника, который задерживает свою обычную работу и получает нарекания от руководства, выглядит недоразумением. Тем не менее, она обращает на него внимание, а вслед за этим вообще начинает замечать то, на что она раньше не обращала внимания: на личные взаимоотношения сотрудников в коллективе, начинает следить за современной модой. За внешностью строгой деловой женщины оказывается ранимый человек, прячущий свои комплексы. Новосельцев продолжает попытки ухаживать за своей начальницей и добивается успеха. Однако чувства, возникшие между начальником и подчинённым, должны пройти проверку. Незадолго до этого Самохвалов передает Шуре, председателю месткома, любовные письма Рыжовой, своей бывшей однокурсницы и теперь сослуживицы, адресованные ему. Новосельцев благородно вступается за Рыжову, ударив Самохвалова на глазах у Калугиной, но тот, не давая сдачи, задумывает отомстить другим способом. В тот день, когда преобразившаяся Людмила Прокофьевна появляется в офисе, Самохвалов раскрывает карты и сообщает, что, якобы, намерения Новосельцева неискренни, а связаны только с перспективами карьерного роста…
Список ролей
В главных ролях
* Андрей Мягков — Анатолий Ефремович Новосельцев * Алиса Фрейндлих — Людмила Прокофьевна Калугина, «Мымра» * Светлана Немоляева — Ольга Петровна Рыжова * Олег Басилашвили — Юрий Григорьевич Самохвалов * Лия Ахеджакова — секретарша Верочка * Людмила Иванова — общественница Шурочка
В ролях
* Нелли Пшенная — жена Самохвалова * Георгий Бурков — завхоз * Мария Виноградова — член инвентаризационной комиссии * Олеся Иванова — член инвентаризационной комиссии * Александр Фатюшин — муж Верочки * Пётр Щербаков — Пётр Иванович Бубликов * Инна Выходцева * Лидия Драновская * Зоя Исаева * Валентина Алексеева * Татьяна Игнатова — сотрудница статистического учреждения (с родинками) * Екатерина Воронина * Эльдар Рязанов — пассажир автобуса
Актёры для этого фильма были подобраны очень быстро, поскольку у Рязанова оставались своеобразные «актёрские резервы» после проб в других его фильмах: Светлана Немоляева пробовалась на главную женскую роль в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», туда же пробовались Олег Басилашвили и Алиса Фрейндлих (которая пробовалась также в фильмы «Гусарская баллада» и «Зигзаг удачи»). С «Иронией…» же связано и появление в «Служебном романе» Андрея Мягкова и Лии Ахеджаковой. Из всех актёров, исполнявших роли шести главных персонажей фильма только Людмила Иванова никогда до этого не работала с Рязановым.
Съёмочная группа
* Авторы сценария: o Эмиль Брагинский o Эльдар Рязанов * Режиссёр: Эльдар Рязанов * Оператор-постановщик: Владимир Нахабцев * Художники-постановщики: o Александр Борисов o Сергей Воронков * Композитор: Андрей Петров * Звукорежиссёры: Юрий Рабинович, Валентина Щедрина * Монтажёры: Валерия Белова, Элеонора Праксина * Художник-гример: Ольга Струнцова * Директор: Карлен Агаджанов
Технические данные
* Производство: Мосфильм * Художественный фильм, цветной. * Ограничение по возрасту: нет * Издание на DVD: 1 DVD, 5-я зона, без субтитров, издатель: «Лиззард Синема» * Издание на VHS: 1 VHS, звук 2.0, PAL, издатель: «Крупный план»
Награды
* 1978 — Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1978) авторскому коллективу (Лия Ахеджакова, Владимир Нахабцев, Эльдар Рязанов, Эмиль Брагинский, Олег Басилашвили)[1]. * 1978 — Лучший фильм года, Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков лучшие актёры года по опросу журнала «Советский экран».
Песни и стихи
* «Моей душе покоя нет» слова Роберта Бёрнса (перевод Самуила Маршака) — две версии исполнены Алисой Фрейндлих и Андреем Мягковым. * «Нас в набитых трамваях болтает» слова Евгения Евтушенко, исполняет Андрей Мягков. * «Обрываются речи влюблённых» слова Николая Заболоцкого, исполняет Алиса Фрейндлих. * «У природы нет плохой погоды» слова Эльдара Рязанова, исполняет Алиса Фрейндлих. * «Озноб» («О, мой застенчивый герой») стихотворение Беллы Ахмадулиной, читает Светлана Немоляева.
Интересные факты
* Комедию «Сослуживцы» Рязанов и Брагинский написали в 1970 году. Она была успешно поставлена во многих театрах страны. Идея снять фильм по ней возникла у Рязанова после съёмок «Иронии судьбы», когда режиссёр увидел неудачную телепостановку его комедии. * Снег на деревьях с не опавшей ещё зелёной листвой, запечатлённый в фильме, выпал в Москве 18 сентября 1976 года. Первоначально подобной сцены в фильме не планировалось, но режиссёр решил не упустить такой красивый каприз природы и удлинил фильм на три с половиной минуты. * Действие фильма происходит практически всё время в одном здании статистического учреждения. Примечательно, что три части этого здания на самом деле снимались в разных местах Москвы: o Вход в учреждение — это вход в дом по адресу ул. Кузнецкий Мост, д. 6, на пересечении с ул. Петровка, в котором находится нынешнее Федеральное агентство морского и речного транспорта. o Все внутренние помещения (включая кабинеты Калугиной, Самохвалова и зал заседаний) построены в павильонах Мосфильма. o Крыша — это крыша дома, находящегося по адресу Большой Гнездниковский переулок, 10. * Создатели фильма намеренно поселили героев в разных местах Москвы и Подмосковья, чтобы проследить маршрут движения каждого из дома на работу, а также подчеркнуть их социальный статус: директора Калугину — в «элитном»[3] Скатертном переулке, её заместителя Самохвалова — на улице Горького возле Центрального телеграфа (центр Москвы); рядовых сотрудников в спальных районах: Новосельцева — на улице Достоевского, секретаршу Верочку — на Чертановской, Рыжову — в Подмосковье. * История с письмами героини Светланы Немоляевой была взята авторами фильма из жизни коллег-кинематографистов. Имена прототипов до сих пор не называются. * Актриса Людмила Иванова, игравшая активистку Шурочку, действительно в те годы была председателем месткома в театре «Современник». * Сцена визита Новосельцева с «рационализаторским предложением» к Калугиной — чистая импровизация актёров. * Благодаря многочисленным актёрским экспромтам материала было отснято намного больше, чем вошло в окончательный вариант фильма (почти на 3 серии вместо двух). * В первоначальном сценарии муж Верочки был одним из основных героев фильма, тоже сотрудником «статистического учреждения». По замыслу сценаристов, он постоянно выяснял отношения с женой. Его роль исполнил Александр Фатюшин. С ним было отснято много материала, например, как они уезжали после работы на мотороллере. Но из-за травмы глаза Фатюшин не мог сниматься. В итоге этот персонаж вообще был убран из фильма, он только разговаривал с Верочкой по телефону, но озвучивал его Олег Басилашвили. Сам Фатюшин появился в фильме эпизодически в массовке, всего на 1-2 секунды — сразу после титров, когда Новосельцев пытается занять 20 рублей у Ольги, второй раз в сцене изумления, когда в вестибюле появился «умерший» Бубликов, третий раз в сцене удивления сотрудников учреждения новым имиджем Калугиной. * Песня «У природы нет плохой погоды» была написана Рязановым, но он передал её композитору фильма Петрову как стихотворение английского поэта Уильяма Блейка. * Во время съёмок фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» Мягков выражал недовольство по поводу того, что Рязанов «не разрешил» ему исполнять песни (за него пел Никитин). В «Служебном романе» поёт уже сам Мягков.
Киноляпы
* В самом начале фильма, когда Новосельцев ведёт своего младшего сына в детский сад, камера меняется дважды. В первом кадре, где они сняты со спины, перед ними находится женщина с зелёной коляской. Во втором, где их показывают уже спереди, женщина с коляской видна уже далеко позади, а через пару секунд и вовсе исчезает. * У Самохвалова несколько раз менялся пробор на причёске в один и тот же день. Сначала у него зачёс на правую сторону, затем на левую, затем опять на правую. Это особенно хорошо видно в сцене, где он и Новосельцев садятся в 24-ю Волгу. А также узел галстука. * Вечеринка у Самохвалова. До её начала нам показывают ночную Москву. Во время фразы «Сухарь — вот вы кто!» (конец мероприятия) на часах 22:35. Когда Людмила Прокофьевна уезжает оттуда — только начинает смеркаться. * Также во время вечеринки у Самохвалова: в момент, когда Новосельцев разговаривает с Калугиной, камера показывает сперва Самохвалова, который закрыл обе половины двери в зал — при этом в правой руке у него корзина с фруктами, а затем Новосельцева, за спиной которого шкаф-стенка с зеркальной панелью, в которой отражается… тот же Самохвалов, но ещё только закрывающий дверь! К тому же обе руки у него уже свободны и правой (в которой только что была корзина) он помахивает Новосельцеву (тот в ответ «включает» на лице выражение безнадёжности). * В сцене, где Верочка, прибегая на работу, сразу включает приёмник («Московское время — 9:00»), она сначала в брюках, потом сразу же в юбке. * Когда Новосельцев приходит извиняться к Калугиной и просит узнать: «вдруг его не примут», Верочка входит (снаружи) в дверь начальницы с папочкой, а выходит (изнутри) без неё. Далее, покидая кабинет начальницы, она всё ещё без папки, а в приёмной снова появляется с папкой в руках. * В этот же момент, когда Верочка общается с Новосельцевым, у Калугиной очки надеты (это видно, ведь дверь в кабинет Людмилы Прокофьевны открыта), а когда секретарша находится вместе с Калугиной, та как раз их снимает и просит пригласить Новосельцева. * Когда Новосельцев прищемляет букет гвоздик в двери, стебли, несомненно, должны были сломаться. Но в квартире у Калугиной букет в целости и сохранности. * В сцене беседы Людмилы Прокофьевны и Верочки («А что сейчас носят?») у последней красный маникюр, а спустя пару минут, в актовом зале, маникюр отсутствует. * Балкон в квартире Калугиной выглядит совершенно по-разному изнутри и снаружи (занавески, тюль, окна, дверь). * Когда Новосельцев смотрит в окно в квартире Калугиной после своего прихода, вид не меняется. Тем не менее можно заметить, что есть урезка, как раз в тот момент, когда к окну противоположного дома, на нижних этажах, подходит мужская фигура. Солнце ещё не совсем село. Через несколько секунд видно, как фигура уже уходит, и тут же наступает ночь. Очевидно, момент, когда человек подошёл к окну и смотрел в него, режиссёров не устроил, и был вырезан. * В тот момент, когда Людмила Прокофьевна рассказывает Новосельцеву свою печальную историю и он кладет свою руку на её левую руку, в следующую секунду видно, как Людмила Прокофьевна жестикулирует именно левой рукой (внизу кадра пальцы промелькивают). * Когда Калугина «первый раз в жизни проспала на работу», её секретарь (Лия Ахеджакова) утром, разговаривая по телефону, утверждает, что «до конца рабочего дня осталось еще два часа». * На часах в кабинете Калугиной всегда 9:30 — во время всех сцен. По-видимому, во время съёмок часы и вовсе не работали. * В одном здании со знаменитым «статистическим учреждением» располагается множество «забавных» организаций: «Нии Чего», «Главбурение», «Главспецшерсть», «Управление внешних сношений» (таблички слева от входа), а также «Главкость», «Специзолятор при МЗСТУФХЦ», «Мосрыбстрой» (таблички справа от входа). Некоторые из них (напр. «Управление внешних сношений») «перекочевали» в другой фильм Рязанова — Забытая мелодия для флейты. * В тот же день, когда Калугина впервые проспала, она беседует с Верочкой в приёмной. Во время этого разговора в пишущей машине загадочным образом то появляется, то исчезает бумага, а на столе — банка кофе и ваза с гвоздиками. * В съёмках участвовал весьма ограниченный набор легковых автомобилей, которые проезжают на заднем плане в эпизодах, снимавшихся на улице. Поэтому, если вглядеться внимательнее, в разных сценах можно заметить одни и те же машины. Особенно часто попадается темно-зелёная «Волга» ГАЗ-21: например, в сцене разговора Рыжовой с Шурой в очереди за арбузами эта «Волга» проезжает туда-сюда 4 раза. * На вечеринке Самохвалов погулял так, что на следующий день, подъехав к работе на своей Волге, оставляет и запирает её, не подняв стекло водительской двери. * Подаренный Новосельцевым букет Калугина забрала домой. Но на следующий день цветы вновь оказались у неё в кабинете. * Сцены на железной дороге снимались в Москве на станции Лосиноостровская. Спешащая на работу Ольга Рыжова идет по пешеходному мосту на 2-ю платформу, откуда электрички всегда отправлялись лишь в сторону области. Однако через некоторое время Рыжова попадает на Ярославский вокзал.
Техника в фильме
В фильме можно увидеть различную технику СССР и стран СЭВ, ныне представляющую интерес для коллекционеров и реставраторов предметов технической старины, в частности:
* Микрокалькуляторы «Elka 50m» и «Зёмтрон 220»; * Магнитофон, похожий на «Протон-301-стерео»; * Радиола «Эстония-стерео» первой модели; * Видеотерминалы «Видеотон VT-340»;