«Полоса́тый рейс» — советский односерийный художественный фильм, снятый в 1961 году на киностудии «Ленфильм» режиссёром Владимиром Фетиным. Эксцентрическая кинокомедия. Лидер советского кинопроката (1961, 1 место) — 31 миллион зрителей. Фильм получил «Серебряный приз» МКФ детских фильмов в Калькутте (1973).
История создания
* В основе сценария фильма реальная, но трансформированная в угоду конъюнктуре история:
« Мы везли с острова Врангеля трёх медведей. Для цирка в Мурманске. Один выбрался из клетки и стал метаться по пароходу. Зверюги эти очень страшные. Кое-как, вооружившись пожарными шлангами, загнали его обратно…
Хрущёв встретил, кажется, императора Эфиопии и повёл его в цирк. На Маргариту Назарову, с тиграми. После представления Маргарита принесла в правительственную ложу тигрят. Хрущёв растрогался и говорит: у нас-де такая женщина замечательная, такие тигры, а кина нету. И по всем киностудиям страны был брошен клич: немедленно сделать фильм про Маргариту Назарову… Стали искать сценарий. Я кое-какие потом читал. Один драматург поместил тигра в коммунальную квартиру. Сказали: очернение действительности. Другой накатал про колхоз, в котором такая зажиточная жизнь, что они свой зоопарк открыли. Ему отвечают: лакировка. Пришел я к директору «Ленфильма» и рассказал свою историю про мишек. Он сказал: пиши. Дали аванс, заключили договор. И поехал я в Москву изучать жизнь тигров. А картина очень дорогая была. И мне в помощь подкинули очень матёрого Каплера, которого как раз из тюрьмы выпустили. Вот он и стал соавтором.[1] Виктор Конецкий »
* Для съёмок эпизода, где тигры прыгают с корабля в воду и плывут в сторону пляжа, небольшой заливчик отгородили забором четырёхметровой высоты, надставили его оградой, далеко уходившей в море, чтобы у тигров был только один путь — на пляж. Для дополнительной охраны вызвали пять нарядов милиции. Снимать решили рано утром, когда на взморье еще нет отдыхающих, но собралось 15 тысяч зевак. Первой приплыла Лойда, самая талантливая полосатая актриса. После морского купания она почувствовала необыкновенный прилив сил. Разбежалась, прыгнула, передними лапами зацепилась за край забора, подтянулась и… перемахнула через барьер! Многочисленных зрителей словно ветром сдуло во главе с милицией. Тигрица ушла в город, Маргарита Назарова — актриса и дрессировщица — бросилась её догонять. Догнала, но не сразу. Лойда бесшумно вошла в кочегарку при лодочной станции. Дежурившего там кочегара жена потчевала завтраком. Женщина пышная, полногрудая, она допивала кофе, когда неожиданно рядом с собой увидела тигриную морду. В мгновение ока она выскочила в форточку. Причём габариты дамы по крайней мере в два раза превосходили «пропускную способность» форточки. Она сама удивлялась: «Да как же это я так?!». Муж подтрунивал: «Ты рыбкой, рыбкой нырнула». «А сам-то!». «Сам» с тарелкой недоеденного украинского борща, как был — в одних носках! — вскочил на горячий котел и, приплясывая, кричал: «Караул! Караул!». * Многие артисты, прочитав сценарий «Полосатого рейса», от кинопроб отказывались. Да и сами пробы не были традиционными. В них участвовала Комиссия по охране жизни и здоровья артиста. Кроме договора артисты подписывали специальное обязательство, разработанное этой комиссией и предписывающее, как себя вести в целях безопасности. Был там, например, такой пункт: «Если к тебе в каюту неожиданно войдёт тигр и, предположим, возьмёт твою ногу в пасть, ни в коем случае не нужно вырываться, ибо тигр может подумать, что с ним играют, и сожмёт челюсти; нужно просто небрежно, но сильно пихнуть его кулаком в морду, ему станет неинтересно, и он уйдет». * Храбрость нужна была не только для съёмок, но и для того, чтобы выдержать замечания руководства. Цензоры сказали: советский капитан и член партии не имеет права трусливо вылезать в окно рубки, даже когда к нему заходит самый настоящий тигр. Так что пришлось вылезать беспартийному актёру Алексею Смирнову. По поводу голого зада будущего народного артиста СССР Евгения Леонова тогдашний министр культуры Екатерина Алексеевна Фурцева просто сказала: «Фу!». * Понадобилась для съёмок «Полосатого рейса» храбрость и совсем молодым артистам — чтобы не затеряться в компании мхатовских зубров, цирковых и комедийных звёзд. Но они запомнились — и Алиса Фрейндлих в крошечной роли буфетчицы, и, конечно, Василий Лановой, назвавший эпизод на пляже из «Полосатого рейса» своей любимой ролью — потому что в ней некогда было ошибаться. Помните эпизод, когда загорающий Лановой принимает тигров за пловцов в полосатых купальниках? Актер в то время просто отдыхал в Одессе. Его уговорили сняться в эпизоде — за наличные деньги, пятьдесят рублей — большая сумма по тем временам. * Хищников боялись все, кроме, конечно, дрессировщицы Маргариты Назаровой. Очень долго, например, уговаривали Евгения Леонова. А окружающие ещё и не к месту острили: «Женя, тебя-то самого первого тигры сожрут! Ты такой полненький, сдобненький». В конце концов, договор на съёмки подписал и он. * В фильме исполняли свои роли 10 цирковых тигров. Льва Ваську купили в Херсонском зоопарке. Долго искали обезьяну — чтобы была умная и поддающаяся обучению. В итоге нашли в Киевском зоопарке шимпанзе по кличке Пират. В Ленинград — павильонные съёмки проводились на «Ленфильме» — его доставили самолётом. И не одного — с невестой, с Чилитой. Было им тогда года по два с половиной или около трёх — пора влюбленности! Пират без неё никак не мог. Так что знакомиться исполнителю роли старшего помощника актёру Ивану Дмитриеву пришлось с ними обоими. Пират вроде бы принял человека сразу, наметилась дружба. А вот Чилита посмотрела зло и даже укусила. Но во время съёмок она обязательно должна была присутствовать в павильоне, на площадке. Стелили тряпочку в уголочке, покупали ей коробку зефира — она его очень любила. И смотрела, как возлюбленный работает. * Поработает Пират минут двадцать, и брови «домиком» — скучает, значит. Он обязательно должен был убедиться, что она рядом. Подведут к нему Чилиту, он её так погладит, погладит, прижмёт к себе, а после приударит легонько, мол, не мешай — работаю. Пират был необыкновенным партнёром. Делал всё, что требовалось и так, как ему показывали. Каждое утро Иван Дмитриев готовил ему кашку, приучал есть ложкой. Уже дней через семь-восемь Пират был готов к работе. Павильонные съёмки провели буквально за несколько дней и так сэкономили крупную сумму. * Никто, конечно, не мог подумать, что тигры окажутся в море. Связь звериной и морской тематики обеспечил писатель Виктор Конецкий, знавший море не понаслышке и рассказавший, что когда-то подобные приключения происходили на пути от острова Врангеля к Мурманску с двумя белыми медведями. Моряка Конецкого укрепили опытным сценаристом Алексеем Каплером, который предложил ввести в фильм любовную линию, без которой — никуда. * Судно, где разворачивался задуманный в сценарии полосатый бардак, называлось весьма поэтично — «Евгений Онегин». Но вначале всю звериную команду поселили на старой ржавой развалюхе с куда более прозаичным названием — «Матрос Железняк». Тигры, лев, обезьяна и актёры знакомились друг с другом. Западных кинематографистов фильм поразил тем, что трюки с участием тигров подлинные, без монтажа и «подделок». Один американский кинокритик заявил о заслуге тех, кто сумел научить тигров «играть» по системе Константина Сергеевича Станиславского. Тигры в кинокомедии — это невероятный факт, утверждал он. * В одном из эпизодов «Полосатого рейса» Евгения Леонова посадили в клетку и попросили подразнить тигров. Но хищники на актёра не реагировали. Тогда дрессировщики дали в руки Евгению Павловичу поросёнка и попросили посредством розового малыша возбудить тигров. Поросёнок завизжал, тигры возбудились. Они бросались на клетку, готовые сломать прутья и прорваться к живности, не разбирая уже, кто так призывно хрюкает — поросёнок или кто-то из съёмочной группы. * Приступая к работе, режиссёр шутил: «Постараемся сделать веселый интересный фильм, если останемся живы…». Актёрам пришлось работать в буквальном смысле бок о бок с тиграми, а некоторые трюки были не только сложны, но и небезопасны. Когда Алексей Смирнов репетировал трюк, где он держится за хвост тигра, он целый месяц вечерами часа по два сидел рядом с клеткой, разговаривал с тигром Пуршем. Это был любимый тигр дрессировщицы и актрисы Маргариты Назаровой. * Именно Пурш сыграл в сцене, где герой Евгения Леонова принимает ванну. Михаил Стопкин, отвечавший за технику безопасности, был категорически против этого трюка. Так что пришлось пойти на хитрость. Он был неравнодушен к красивым зажигалкам. Актёр и дрессировщик Константин Константиновский решил воспользоваться этой его слабостью: специально зажёг новую зажигалку у него на глазах. Михаил Михайлович, конечно, не устоял: o — Костя, где ты взял зажигалку? o — Да вот в киоске купил, — отвечает Константиновский. o — Подари мне её. o — Нет, знаешь, Миш, эта зажигалка мне самому нравится. Лучше я объясню тебе, как проехать в тот киоск. Сам поезжай и купи. Там ещё много разных зажигалок. * Евгений Леонов не соглашался находиться в одном помещении с тигром (в эпизоде с ванной), и ходил слух, что между Леоновым и тигром было толстое стекло, но это не так, всё было сделано на русский авось… Спровадив Михаила Михайловича, отсняли эту сцену. Долго смеялись, когда Евгений Павлович голышом выскочил из ванны. Вечером, когда просматривали отснятое за день, Михаил Стопкин, конечно, возмущался: «А это когда сняли?». Но дело было уже сделано… * «Полосатый рейс» запомнился зрителям и целым созвездием ярких второстепенных ролей. Например, роль старшего помощника капитана исполнял народный артист СССР Иван Дмитриев, кумир 50-х-60-х годов. Всю войну молодой актёр театра Балтийского флота выступал в ней перед бойцами. С тех самых пор у Ивана Петровича и появилась привычка носить форму как заправский моряк и не расставаться с тельняшкой. * Съёмки фильма были очень сложными, и не всё на деле было так смешно, как выглядит на экране. Льва Ваську, например, для фильма купили в Херсонском зоопарке. По сценарию его должны были усыпить, но снотворное на него не действовало. Стоило к нему приблизиться, и он открывал глаза. Актёры, конечно, боялись. А был уже последний съёмочный день — заканчивалась аренда корабля. Тогда решили убить льва. Оправданием для себя киношники сделали то, что лев всё равно был старым. Вызвался это сделать пиротехник. Выпил для храбрости стакан водки и выстрелил льву в ухо. Снимать нужно было срочно, пока лев не закостенел. Так и получилась сцена, где Ваську с прибаутками несут на носилках в клетку. * С десятью тиграми дрессировщицы Маргариты Назаровой во время съёмок ничего плохого не случилось. Хотя актёрам они нервы попортили. Поразительно, но актриса, фотографии которой повсеместно украшали афиши, снялась только в трёх фильмах, несмотря на актёрский талант и любовь зрителей. Маргарита Назарова была дублёром пугливых звезд в фильмах «Случай в тайге», «Укротительница тигров» и «Тигроловы». Вскоре после «Полосатого рейса» она получила предложение сниматься в фильме «Сегодня — новый аттракцион». Но у неё уже были запланированы гастроли в Австралии. Отменять их она не стала…
Сюжет
* Фильм начинается со сцены в цирке. С буфетчиком цирка Шулейкиным здоровается команда судна. Заинтригованная помощница буфетчика (Алиса Фрейндлих) просит рассказать историю их знакомства. Шулейкин начинает рассказ… * …Советский теплоход «Евгений Онегин» должен доставить из Индии в Одессу для зоопарка партию тигров и львов (два льва и десять тигров). * Этим же рейсом во что бы то ни стало хочет вернуться в СССР повар из буфета советского торгового представительства Шулейкин (Евгений Леонов), который вдали от Родины страдает от жаркого климата и несваримой пищи, а советские корабли заходят в этот порт очень редко. Дрессировщик, который должен был сопровождать груз, заболел, а каждый лишний день пребывания зверей в порту отправки стоит Советскому Союзу больших денег в иностранной валюте. Поэтому советский представитель решает заменить дрессировщика поваром Шулейкиным. Он ставит перед Шулейкиным условие: разрешает отбыть тому этим рейсом на Родину, если Шулейкин возьмет на себя роль дрессировщика. Шулейкин нехотя вынужден принять условия сделки. Команда корабля не должна знать правды, а Шулейкин будет обязан ежедневно бросать мясо зверям в клетки. Шулейкин скрывает от команды, что он не дрессировщик… * …Фирма, поставившая хищников для советского зоопарка в качестве поощрения за крупную сделку вручает оптовому советскому покупателю подарок — шимпанзе в мешке. Не сообщив о содержании мешка, его вручают в качестве сюрприза капитану судна (Алексей Грибов). Ещё до того, как мешок осмотрят и откроют, обезьянка убегает и прячется где-то на корабле. Вскоре на судне начинают происходить непонятные события: пропадают личные вещи у команды, в борще появляются болты, гайки и хронометр старшего помощника (Иван Дмитриев), наконец в его каюте, где только что была произведена уборка буфетчицей, обнаружен погром. Старший помощник капитана во всех ЧП подозревает буфетчицу Марианну (Маргарита Назарова), капитан, хотя и не хочет верить в это (ведь Марианна — его племянница), вынужден принять меры… * …Шулейкин читает команде лекцию о тиграх и прямо во время лекции обезьяна проявляет себя — поливает команду из огнетушителя. Капитан даёт команду изловить обезьяну, но вместо обезьяны ловят его самого. Чуть позднее старший помощник обнаруживает обезьяну в своей каюте, но жалеет её и не выбрасывает за борт, как было приказано. Вместо этого он обучает обезьяну открывать дверь в каюту по условному стуку… * …На палубе судна появляются отпечатки звериных лап, и команда думает, что это Шулейкин по ночам выпускает тигров гулять. Шулейкин, опасаясь сам, что тигры на свободе, соглашается, что это он их выпускает. Старший помощник ночью ведёт наблюдение за всем происходящим на палубе судна. На вторую ночь он обнаруживает, что следы делает буфетчица Марианна. Она влюблена в старшего помощника и таким образом решила обратить на себя его внимание. Капитан вынужден принять меры и сажает её под арест… * …Капитан заходит в каюту к старшему помощнику (в это время старший помощник ушёл на мостик и в каюте находится только обезьяна). Капитан пытается поговорить со старшим помощником о судьбе Марианны. Увидев руку обезьяны, он выходит из каюты, думая, что сходит с ума… * …Обезьяна выходит на палубу. Команда танцует чечётку. Обезьяна, приняв ритм чечётки за условный стук, одну за одной открывает клетки с хищниками. Команда тут же прячется кто куда. Капитан приходит на мостик, видит там старшего помощника и матроса Кныша (Алексей Смирнов). С обеих сторон мостик тут же блокируют львы и тигры. Хищники тем временем разбредаются по судну и везде творят погром. Радист (Алексей Кожевников) пытается передать сигнал бедствия. Ничего не подозревающий Шулейкин в это время с намыленной головой принимает ванну. Когда он промывает глаза и обнаруживает тигров, он бежит и пытается спрятаться. Его обнаруживают члены команды и пытаются отправить укрощать хищников, но он убегает и прячется сначала в бочке, затем в клетке, где сидели тигры. Хищники продолжают безобразничать на судне. Машинисты в машинном отделении так и не подозревают о том, что происходит на палубе и с нетерпением ждут смену. Один из львов, забравшись в каюту Шулейкина, наедается снотворного… * …Тем временем из местного цирка прилетает на вертолёте укротитель-индус (Александр Бениаминов) но он, видя, что звери не дрессированы, пугается и улетает обратно… * …Всё это время буфетчица Марианна сидела под арестом в каюте и не подозревала о том, что происходит на судне. Наконец она не выдерживает и решается сбежать через иллюминатор. Сначала она пугается, обнаружив тигров, но они её не трогают. Поняв, что она может спасти ситуацию, она пытается загнать их в клетки, но случайно падает за борт. Тигры и львы прыгают за ней. В это время пароход уже шёл вдоль советского побережья. Марианна и тигры плывут к местному пляжу, там начинается паника. Буфетчица возвращается на судно вместе с тиграми. После всевозможных приключений тигры и львы возвращаются в свои клетки… * …Марианна, завидев старшего помощника, инсценирует обморок и падает на руки старшего помощника… * …Шулейкин заканчивает рассказ в буфете цирка. Марианна вышла замуж за старшего помощника капитана и стала ветеринаром в цирке… * Заканчивается фильм кадрами, когда Марианна везёт тигра на открытой машине по городу — на операцию…
В ролях
* Маргарита Назарова — Марианна, буфетчица на судне * Евгений Леонов — Шулейкин, повар на судне * Алексей Грибов — капитан судна * Иван Дмитриев — старший помощник капитана * Алексей Смирнов — Кныш, матрос на судне * Владимир Белокуров — боцман * Александр Бениаминов — иностранный укротитель-индус * Николай Волков — агент * Аркадий Трусов — кок на судне * Вячеслав Сирин — Мотя * Алексей Кожевников — радист * Юрий Горобец — милиционер-регулировщик * Александр Суснин — Сидоренко * Николай Трофимов — штурман * Алиса Фрейндлих — помощница Шулейкина в буфете цирка * Василий Лановой — отдыхающий на пляже * Олег Хроменков — матрос * Владимир Граве * Геннадий Ложкин * Л. Прокопенко * О. Жуков * А. Рудин * В. Хозин * П. Алябин * Лидия Доротенко — бегающая женщина в массовке на заднем плане * В. Туркин * Михаил Васильев — матрос
Съёмочная группа
* Авторы сценария: o Алексей Каплер o Виктор Конецкий * Режиссёр-постановщик: Владимир Фетин * Режиссёр: Л. Махтин * Главный оператор: Дмитрий Месхиев * Художник: Алексей Рудяков * Композитор: Вениамин Баснер * Звукооператор: Арнольд Шаргородский * Директор картины: В. Беспрозванный * Оркестр Ленинградской государственной филармонии o Дирижёр: Н. Рабинович * Творческая мастерская Григория Козинцева
Технические данные
* Производство: Ленфильм * Художественный фильм, односерийный, телевизионный, цветной
Интересные факты
* Для тигра Пурша «Полосатый рейс» стал пятым фильмом, в котором хищнику довелось сниматься. * Автомобиль, на котором везут тигра в конце фильма — ЗиС-110Б, кабриолет на базе популярного в послевоенное время лимузина ЗИС-110. * «Полосатый рейс» снимался на сухогрузе «Матрос Железняк» в Одессе. На «Ленфильме» снимались павильонные сцены.
Ошибки в фильме
* С капота «Волги ГАЗ-21» спрыгивает гораздо больше тигров, чем запрыгнуло туда. Кстати, в этой сцене с капота машины демонтировали фигурку оленя — чтобы животные случайно не поранились. * В эпизоде, когда боцман пытается удержать за дверью льва, с его головы слетает головной убор, который он, убежав, поднять не успевает. Однако в следующем кадре, сталкиваясь с Шулейкиным, боцман вновь в головном уборе. * Команда старшего помощника капитана «Запереть клетку!» звучит до того, как последний тигр в неё вошёл. * На некоторых «обратных» крупных планах тигров, снятых на фоне неба якобы на корабле в открытом море, видны кромки домов и деревья.[источник не указан 313 дней] * Когда Марианна, находящаяся под арестом, мечется по каюте, прячась от мыши, она не расплескала ни капли компота из стакана, который вертела во все стороны.
Крылатые фразы из фильма
# — Вы не тигр, Вы — свинья! # — На вымя не наступи! # — Тиграм надо гулять, чтобы не было рахита, и ночью я их пасу. # — За беспокойство не беспокойтесь. # — Тебе я давал. Тебе я давал. Тебе я, кажется, тоже давал. У черт, все на одно лицо! Делите сами! # — Обезьянами не занимаюсь. Мне давайте тигра, льва, этого… леопарда. В крайнем случае могу взяться за крокодила. # — Красиво плывут! — Кто? — Вон та группа в полосатых купальниках. # — Я не трус, но я боюсь. # — Что у Вас на голове? — Обыкновенная причёска. Форма называется «Я у мамы дурочка». — Очень жаль, что форма соответствует содержанию. # — Если вам нравится носить швабру на голове, носите. Только не в служебное время. # — Он ко мне придирается! Он на меня внимания совсем не обращает! # — Обезьяна на судне страшнее динамита. # — Вот тебе и премия от фирмы! # — Мне последнее время всё что-то кажется. # — Товарищ! Не жуйте трап! Неужели не понятно: я же в воду свалюсь! # — А я читал, что он человеческими жертвами питается. # — Брось оружие, будь человеком!
Фильм в зарубежном прокате
«Rette sich, wer kann!»[3] («Спасайся кто может!», Германия)
Библиография
* Максим Могилевский. Полосатый рейс. — М.: Дрофа, 2003. — С. 256. — ISBN 5-7107-6296-2