«Джентльме́ны уда́чи» — советский односерийный художественный фильм,
снятый в 1971 году режиссёром Александром Серым. Один из культовых
советских фильмов, лидер советского кинопроката в 1972 году — свыше 65
миллионов зрителей.
История создания
* Съёмки фильма
начались в декабре 1970 года. * Режиссёр фильма Александр Серый сам
бывал в местах заключения и уголовный жаргон знал не понаслышке. Один
из сценаристов фильма, Георгий Данелия, решил помочь коллеге, недавно
вернувшемуся из-за решётки, в творчестве и совместно с Викторией
Токаревой написал сценарий и получил добро на съёмки в Госкино. Также он
принял активное участие в подборе актёров и съёмках фильма. Свою роль в
создании фильма Георгий Данелия охарактеризовал как «художественный
руководитель», хотя режиссёром оставался Александр Серый. * Милиция
отнеслась к сценарию будущего фильма в целом благосклонно, но попросила
избавиться от настоящего бандитского жаргона. Пришлось придумывать
собственный «уголовный» лексикон. * Картина имела успех в прокате и
стала популярной. Многие реплики из фильма стали крылатыми фразами.
Сюжет
В Средней Азии трое преступников похищают золотой шлем
Александра Македонского с места раскопок археологической экспедиции.
Заявив в Москве в милицию, глава экспедиции профессор Мальцев (Эраст
Гарин) случайно сталкивается в автобусе с человеком, как две капли воды
похожим на главаря преступников — бандита по кличке «Доцент». Им
оказывается милейший человек, заведующий детским садом Евгений Иванович
Трошкин (Евгений Леонов), участник Великой Отечественной войны,
талантливый педагог и неплохой артист. Недоразумение тут же
разъясняется, но о Трошкине вспоминают позже: всех троих воров поймали и
осудили, но шлема у них не нашли. Сотрудники милиции уговаривают
заведующего детсадом воспользоваться сходством с целью найти похищенный
шлем. Трошкин долго не соглашается, но крайне настойчивые сотрудники
милиции и лично профессор Мальцев в конце концов переубеждают его…
Трошкин направляется в Среднюю Азию, в одну из колоний, где сидят его
«подельники» — Косой и Хмырь. Лже-Доцент, по легенде, ударился головой и
частично потерял память: забыл, где спрятан шлем. Но вот беда — Косой и
Хмырь мало что знают о связях и планах Доцента. Не являясь москвичами,
при всём желании они не могут назвать места, где побывал Доцент и где
они в последний раз видели шлем. Надо ехать в Москву, «показывать
пальцем». Сотрудники милиции готовят «побег» для троицы, далее Трошкин
должен привезти их в Москву, чтобы там продолжить «работу» на месте.
Вместе с троицей убегает ещё один заключённый («Все побежали — и я
побежал!»), мелкий расхититель социалистической собственности из Средней
Азии Василий Алибабаевич. Его приходится взять с собой. Но побег идёт
не по плану: заключённые сворачивают не туда и едут в цистерне с жидким
бетоном в незапланированном направлении… Они оказываются в незнакомом
городе, без денег, документов и даже без верхней одежды. Находчивость
Трошкина помогает им заработать (а сообщники уверены, что «украсть»)
немного денег, чтобы хватило на одежду и гостиницу.
Наконец,
связь с органами налажена, и все четверо добираются до Москвы, где
сначала поселяются в старом доме, приготовленном к сносу, но из-за
худого примуса, на котором Василий Алибабаевич готовит вкусную еду,
случается пожар в доме, и тогда четвёрка уезжает на «дачу одного барыги»
(на самом деле это дача профессора Мальцева). Возя́ своих двоих
подручных и «одного лишнего» по Москве с милицией «на хвосте», Трошкин
потихоньку обрисовывает круг общения настоящего доцента. Кроме
милицейского задания, Трошкин, уже добровольно, берёт на себя другую
миссию: пробудить в ворах-рецидивистах совесть, попытаться заставить их
переосмыслить прожитую жизнь. Только делать это Трошкину приходится, не
выходя из образа закоренелого бандита и безжалостного убийцы.
Затем поступает срочное указание: операцию свернуть, так как Доцент
сбежал из мест заключения и вскоре наверняка выйдет на своих
подельников. Трошкин решает раскрыться перед «подельниками», но
опаздывает: те решаются на отчаянный ход — добровольно отдать себя в
руки правосудию (воспитательные усилия Трошкина дали некоторый
результат). Они оглушают его, связывают и бросают в доме. Сообразив в
этот момент, где спрятан шлем, с которого всё началось, они отправляются
к озеру, где их находит настоящий Доцент. Бандит заставляет Косого
нырнуть за ним — археологическая ценность вновь попадает в руки Доцента.
Далее двойники встречаются на льду озера: Трошкин освободился и
примчался на помощь своим новым друзьям.
Кровопролития удаётся
избежать, поскольку подельники оглушают веслом сначала Доцента, а потом и
Трошкина, решив, что «чем больше Доцентов они сдадут, тем меньше будет
срок». Затем к месту действия приезжает милиция…
В ролях
* Евгений Леонов — Евгений Иванович Трошкин/«Доцент» Сан Саныч Белый
* Георгий Вицин — Гаврила Петрович Шереметьев, он же «Хмырь» *
Савелий Крамаров — Фёдор Петрович Ермаков. он же «Косой» * Раднэр
Муратов — Василий Алибабаевич Алибаба * Эраст Гарин — Николай
Георгиевич Мальцев, профессор-археолог * Олег Видов — Владимир
Николаевич Славин, старший лейтенант милиции * Николай Олялин —
Верченко, полковник милиции * Наталья Фатеева — Людмила, дочь
профессора Мальцева * Екатерина Мазурова — мама Трошкина *
Анатолий Папанов — шахматист в гостинице * Любовь Соколова —
заведующая детским садом * Владимир Уан-Зо-Ли — начальник колонии
* Павел Шпрингфельд — Прохоров, гардеробщик в концертном зале *
Анатолий Яббаров — Митяй, подельник гардеробщика * Наталья
Воробьёва — воспитательница В детском саду * Алексей Ванин — бывший
вор, спустивший «Доцента» с лестницы * Зоя Василькова — Маша,
дворник * Вячеслав Гостинский — благообразный зритель *
Александр Лебедев — милиционер * Галина Микеладзе — певица *
Владимир Протасенко — Мишка, друг «Косого» * Роман Филиппов —
Никола Питерский * Л. Любомудрова * Светлана Старикова —
девушка Таня на улице (в титрах не указана) * Александр Лукьянов —
эпизод (в титрах не указан) * Николай Данелия — мальчик с собакой(в
титрах не указан) * Игорь Угольников — Игорёк, читающий
стихотворение про злого и страшного волка (в титрах не указан) *
Юрий Потёмкин — заключённый (в титрах не указан) * Николай Сморчков
— оперативник (в титрах не указан) * Иван Турченков — заключённый
(в титрах не указан) * Верблюд Вася
Исполнение песен
* Лариса Мондрус — исполнение песен
Съёмочная группа
*
Авторы сценария: o Георгий Данелия o Виктория Токарева *
Режиссёр: Александр Серый * Операторы: o Виктор Пищальников
o Михаил Агранович o Георгий Куприянов * Композитор: Геннадий
Гладков * Художник: Борис Немечек * Монтажёр: М. Ренкова
* Исполнение музыки: оркестр Вадима Людвиковского * Исполнение
песен: Лариса Мондрус
Технические данные
* Производство:
Мосфильм * Художественный фильм, односерийный, телевизионный,
цветной
Интересные факты
* Евгений Иванович Трошкин
заведовал московским детским садом № 83. * «Мужик в пиджаке» — это
памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову, установленный напротив дома на
Каланчёвской улице, в котором он и родился. Памятник работы скульптора
Исаака Бродского установлен в 1965 году, когда площадь именовалась
Лермонтовской, а станция метро «Красные ворота» тоже носила его фамилию.
* Роль мальчика Игорька в маске волка исполнил будущий известный
артист Игорь Угольников. * Фраза «Археологи из Томска» считается
среди томичей самым известным упоминанием о Томске в кинематографе. В
ироничном смысле употребляется по отношению к томским археологам,
работающим в других регионах. * Доцент спрятал шлем в проруби в
Малаховке. Речка, на которой находится Малаховский пруд, называется
Македонка. * В фильме сбежавшие из тюрьмы Хмырь, Косой и Василий
Алибабаевич прятались в цистерне с жидким бетоном. На самом деле Георгия
Вицина, Савелия Крамарова и Раднэра Муратова погрузили в цистерну с
подкрашенной хлебной закваской. Когда нужные кадры отсняли, Георгий
Вицин опять полез в цистерну. Кто-то сказал ему, что жидкость,
настоянная на 23 лекарственных травах, делает моложе на 15 лет. *
Партия, в которой Хмырь выиграл шляпу у азартного героя Анатолия
Папанова, выглядит следующим образом: 1. e2-e4 e7-e5 2. Кg1-f3 Кb8-c6 3.
Сf1-c4 Кc6-d4 4. Кf3:e5 Фd8-g5 5. Кe5:f7 Фg5:g2 6. Лh1-f1 Фg2:e4+ 7.
Сc4-e2 Кd4-f3x. Судя по всему, Хмырь действительно неплохо играет в
шахматы, поскольку отлично знает очень эффективную и неожиданную
дебютную ловушку. * На даче герой Савелия Крамарова «Косой» курит
сигары марки Hoyo De Monterey. * Премьера кинокомедии состоялась 13
декабря 1971 года в московском кинотеатре «Россия», а на следующий день
спекулянты уже продавали билеты по три рубля. В кассе они стоили 20
копеек, но достать их было невозможно. * По независимым опросам
Livejournal.com и Liveinternet.ru, фильм вошёл в «100 лучших российских
фильмов»[3]. * Памятник «джентльменам удачи» — Доценту, Косому,
Василию Алибабаевичу и верблюду Васе установили в апреле 2006 года в
казахстанском городе Тараз — бывшем Джамбуле. Автор скульптурной
композиции Темирхан Колжигин рассказал, что памятник заказал местный
предприниматель Агадил Ерекбаев, открывший рынок в центре города и
решивший таким образом украсить его. В группе, правда, не хватает Хмыря.
Композиция выполнена из бетона и окрашена бронзовой краской. Высота
фигур более двух метров. * После эмиграции Савелия Крамарова в США
его фамилия была вырезана из титров фильма. В таком виде фильм и
демонстрировался по телевизору.
Ошибки в фильме
*
Евгений Иванович Трошкин едет из дома на работу на автобусе ЛиАЗ-677
89-го маршрута, который в то время ходил по маршруту: Площадь Ногина —
Улица Герасима Курина. Позднее он говорит: «Меня знает весь
Черёмушкинский район». Это значит, что он не может жить или работать в
районе Черёмушек, так как данный маршрут автобуса туда вовсе не заходит.
* Доцент занимает лучшее место в тюремной камере (у окна). Далее
выясняется, что лучшее место принадлежит Василию Алибабаевичу, не
похожему на тюремного авторитета. * Отпечаток ботинка уже
присутствует на штанах «Доцента» до того, как его пинает Никола
Питерский. * Гардеробщик назначает встречу Трошкину у Большого
театра в 17 часов. Но неудавшаяся встреча проходит в канун Нового года, а
в это время в 5 часов вечера на широте Москвы уже темно. * Герои
фильма садятся в такси. На машине присутствуют щётки стеклоочистителей
(«дворники»). Когда герои выходят из машины, щёток уже нет.[4] *
Полковник называет Евгению Ивановичу адрес, где они будут жить: Конный
переулок, дом № 8. Это в районе метро «Шаболовская» — метро
«Октябрьская». Но когда показывают вид из окна «этого дома», видны район
Чистые пруды и «театр Современник» (это совершенно разные районы
Москвы). * В вагоне электропоезда ЭР2 девять больших и одно малое
окно. В начале сцены, когда герои едут в электричке на дачу, видно, что
они сидят друг напротив друга и позади них два больших и одно малое
окно. Когда камеру разворачивают на 180 градусов и показывают
Шереметьева и Василия Алибабаевича, позади них также два больших и одно
малое, хотя должно было быть шесть больших окон (то есть герои пересели в
купе напротив у другого борта). * В самом конце фильма милиционеры
подъезжают на двух «Волгах»: чёрного и вишнёвого цвета, а отъезжают на
двух вишнёвых. * В самом конце фильма у Василия Алибабаевича руки
подняты вверх. Когда к нему подходит профессор Мальцев, то шлем
оказывается у него на голове. Как Василий Алибабаевич мог его надеть,
если его руки были подняты?! * В сцене, где Евгений Иванович
Трошкин пришёл одолжить денег в детский сад, на его руке видна
татуировка: горящая электролампочка. Чуть позже, когда он таскает
батареи, та же лампочка переворачивается на 180 градусов.[5] * В
сцене зарядки на морозе у всех «сбежавших» наколки чёткие. Но едва они
начинают растираться снегом — те смазываются, фактически превращаются в
кляксы. * В конце фильма, когда подъезжают милицейские машины, по
количеству следов видно, что этот дубль повторяли несколько раз.