«Матрица» (англ. The Matrix) — культовый фантастический фильм, снятый братьями Энди и Ларри Вачовски. Фильм впервые вышел в США 31 марта 1999 года и положил начало трилогии фильмов, а также комиксам, компьютерным играм и мультфильмам по мотивам.
Фильм описывает теорию, по которой Матрица — интерактивная компьютерная программа, симулирующая действительность для миллиардов людей, насильно подключённых к ней восставшими Машинами, которые таким образом получают из людей энергию, необходимую им для продолжения существования. Идея Матрицы во многом воспроизводит платоновский миф о пещере, а по некоторым мнениям это воплощённая идея солипсизма. Фильм содержит множество ссылок на киберпанк и хакерскую субкультуру, философские и религиозные идеи. «Матрица» также активно использует мотивы «Алисы в Стране Чудес» и Айзека Азимова («Профессия»), гонконгских боевиков и японского аниме.
Сюжет
Молодой человек по имени Томас Андерсон ведёт двойную жизнь. С одной стороны, он программист в крупной компании, с другой — хакер Нео. Однажды на его персональный компьютер приходит странное сообщение: «Ты увяз в Матрице». Неизвестный даёт ему указание «следовать за белым кроликом»[1]. Нео встречает девушку с татуировкой в виде белого кролика. Следуя за ней, он приходит в ночной клуб. Там он знакомится с девушкой-хакером по имени Тринити, которая обещает раскрыть Томасу тайну Матрицы. Для этого Нео должен встретиться с тем, кого давно ищет, — Морфеусом, которого власти считают опаснейшим террористом.
У Нео не остается времени для колебаний, потому что его компьютерными преступлениями уже заинтересовались так называемые «агенты», своеобразные «охранники» Матрицы. Морфеус предлагает молодому человеку увидеть Матрицу собственными глазами и предлагает на выбор две таблетки — синюю, приняв которую Нео проснётся в своей постели и поверит, что это был лишь сон, и красную, которая позволит Нео понять, что такое Матрица. Нео выбирает красную таблетку.
Нео попадает в жуткий разрушенный мир, который оказывается настоящим реальным миром. Он узнаёт, что привычный ему мир является иллюзией, порождённой искусственным интеллектом суперкомпьютера, чтобы держать людей в подчинении. Планета погружена в вечный сумрак, города лежат в руинах. Люди порабощены всесильными машинами, чтобы производить им энергию, необходимую для выживания. Те немногие, что смогли сохранить сознание, прячутся в катакомбах и ведут партизанскую войну против машин, научившись самостоятельно входить в Матрицу и выходить из нее.
Последним городом человечества является расположенный глубоко под землёй Зион, из которого предпринимаются отчаянные вылазки на летающих кораблях в мир Матрицы для спасения подключённых к ней людей. Один из таких кораблей носит название «Навуходоносор», и его капитаном является Морфеус. Он верит, что Нео — Избранный, который сможет спасти человечество от власти машин.
Однако в экипаже «Навуходоносора» появился предатель Сайфер, готовый променять жизнь своих друзей и свободу разума на сладкий обман Системы. Сайфер сдаёт своих бывших друзей агентам — автономным программам Матрицы, которые жаждут получить коды доступа к Зиону. Морфеус попадает в плен к агентам. Нео и Тринити ценой сверхчеловеческих усилий спасают своего капитана, но Нео приходится бежать от агентов, преследующих его. Нео не успевает выйти из Матрицы, и агент Смит убивает его. Однако Нео оживает (так как на самом деле он и есть Избранный), ощутив в себе силу. Он с лёгкостью уничтожает Смита, разрушив его программный код.
В конце фильма Нео звонит по телефону, он обещает, что покажет людям, запертым в Матрице, что «возможно всё».
Актёр Уилл Смит отказался от роли Нео. Позже он сказал, что, если бы он взял роль в то время, то «должен бы был много с этим провозиться».
Первоначально в роли Архитектора предполагался Шон Коннери. Но он отказался, сказав, что ничего не понимает в сценарии.
Жан Рено был близок к тому, чтобы сыграть роль агента Смита. Он отказался от роли, вместо этого взяв роль в фильме «Годзилла».
На роль Морфеуса также пробовались Гэри Олдман и Сэмюэль Л. Джексон.
Также первоначально в роли Нео братья Вачовски видели Джонни Деппа, но Warner Bros. хотели на эту роль Брэда Питта или Вэла Килмера. Но после того, как Килмер и Питт отказались, выбор встал между Джонни Деппом и Киану Ривзом. В результате выбор остановился на Киану, который был просто очарован сценарием.
Глория Фостер скончалась после съёмок «Перезагрузки», и в «Революции» роль Пифии исполнила Мэри Элис, что даже было отражено в фильме в виде объяснения, что Матрица борется с Пифией.
«Матрица» — совместный проект студии Warner Bros. и австралийской Village Roadshow Pictures. Большинство сцен фильма снято в городе Сидней (Австралия), хотя в ранних версиях сценария упоминается, что действие разворачивается в Чикаго, родном городе братьев Вачовски. При съёмках использовались некоторые декорации «Тёмного города» — фильма сиднейского режиссёра Алекса Пройаса, вышедшего на экраны за год до «Матрицы» и близкого к ней по своей философской проблематике.
Дизайн
«Код Матрицы» в фильме изображается бегущими вниз зелёными символами. Однако эти символы есть не что иное, как совокупность зеркально отображенных букв латиницы, цифр и слогов японского алфавита катакана. Также на код Матрицы похож дождь, стекающий по окну машины (в сцене под мостом) и струи воды мойщика окон[источник не указан 187 дней] (в сцене в офисе). Цветовая гамма в мире Матрицы отчётливо зелёного цвета, а в реальном мире бо́льший акцент ставится на синем.
Подобные «текущие символы» встречаются в аниме-фильме Ghost in the Shell, только там они бегут горизонтально. Братья Вачовски сами признаются, что были вдохновлены этим аниме, также выполненным в стиле киберпанк. Такие же горизонтальные символы видны на мониторах пришельцев в фильме День независимости.
Визуальные эффекты
Эффект, названный Bullet time («Время пули») стал «визитной карточкой» «Матрицы». «Bullet time» — практически полная остановка времени в определённый момент, в то время как камера продолжает двигаться.
Для создания данного эффекта использовалась техника старой художественной фотографии, известной как «временной срез» (time-slice), которая заключается в следующем: вокруг объекта устанавливается большое количество камер, которые одновременно снимают объект. При изготовлении монтажной склейки, кадры сводят следующим образом: сначала берут первый кадр с первой камеры, потом первый кадр со второй, с третьей и тд. В результате, на экране зритель видит неподвижный объект, в то время как камера движется вокруг него. Это напоминает то, как человек ходит вокруг статуи, чтобы получше рассмотреть её со всех сторон.
Описанный метод был улучшен братьями Вачовски и постановщиком спецэффектов Джоном Гаэтой: bullet time также регистрирует движение объектов, так что во время эффекта облёта камеры можно заметить замедленное движение персонажей.
Музыка
Композитором фильма стал Дон Дэвис. Он заметил, что эффект отражения очень часто используется в фильме: отражения красной и синей таблеток в очках Морфеуса; Тринити наблюдает, как агенты сажают Нео в свою машину, через зеркало заднего вида на мотоцикле; отражения в гнущейся ложке; отражение вертолёта в окнах небоскрёба. Дэвис сфокусировался на теме отражений, когда начал писать музыку, сменяя оркестровые темы на контрапунктические идеи.
Саундтрек
Для саундтрека «Матрицы» также использовалась музыка Роба Дугана, Rage Against the Machine, Propellerheads, Ministry, Massive Attack, Deftones, The Prodigy, Роба Зомби, Мэрлина Мэнсона и Rammstein.
Источники вдохновения
«Матрица» содержит множество аллюзий и реминисценций на различные фильмы, литературные произведения, философские идеи. Ситуация, показанная в фильме, отсылает к аллегории пещеры у Платона и мысленному эксперименту «мозг в чане», а трактат Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция» упоминается в одной из сцен фильма. Также в фильме много аллюзий с другими произведениями в стиле киберпанк, такими как «Нейромант» Уильяма Гибсона.
Сюжет «Матрицы» основывается на религиозных представлениях об апокалипсисе и иллюзорности земного мира в сравнении с высшим духовным миром. Дьякон Андрей Кураев в своей книге «Кино: перезагрузка богословием» рассматривает религиозные мотивы фильма.[3]
Огромное влияние на «Матрицу» оказал японский аниме-фильм «Призрак в доспехах». Продюсер Джоэль Сильвер сказал, что братья Вачовски, описывая свои намерения по поводу «Матрицы», показали ему это аниме и сказали: «Мы хотим сделать это в реальности».
Рецензенты часто отмечали схожесть «Матрицы» с фильмами 1990-х, такими, как «Странные дни», «Тёмный город», «Тринадцатый этаж» и «Шоу Трумана». Много сравнений было с комиксами The Invisibles Гранта Моррисона; Моррисон был уверен, что братья Вачовски сделали плагиат его работы, создавая фильм. Также наблюдаются заметные параллели с советским фильмом «Гостья из будущего» (1984).
В рассказе Станислава Лема — «Странные ящики профессора Коркорана» (1960[4]) описано устройство, которое моделирует человеческий мозг, на рецепторы которого проецируется виртуальная жизнь. Более того, в рассказе фигурирует взаимосвязанное семейство электронных устройств, наделённых сознанием, одно из которых стало сомневаться в том, что картинка жизни, которую оно наблюдает, реальна.
Искусственно созданная иллюзорная реальность описывается также в повести Станислава Лема «Футурологический конгресс» (1971[5]).
В этой книге высокотехнологичный утопичный мир будущего является продуктом коллективной галлюцинации, вызванной химическими веществами, распыляемыми по плану тайной всемирной «химиократии» с целью скрыть реальность, где мир находится в глубочайшем экономическом и экологическом кризисе. Идею о том, что воспринимаемая нами вселенная, возможно, создана компьютерной программой-симулятором, высказал Александр Лазаревич в 1986 году в своей книге «Генератор желаний».[6] Техническая возможность проведения вычислений, необходимых для полного описания нашей вселенной, с помощью квантовых компьютеров, теоретически обосновывается в научно-популярной работе физика Дэвида Дойча «Структура Реальности».
Использование людей в качестве источника энергии для других существ описывается в книгах Эрика Фрэнка Рассела «Зловещий барьер»[7] (1939) и Карлоса Кастанеды «Активная сторона бесконечности» (1997).
Также говорят[кто?] о том, что братья Вачовски были вдохновлены идеями легендарного Станислава Грофа, основателя трансперсональной психологии. Психотерапевтический эффект в этом направлении психологии достигается путём использования галлюциногенов, таких как ЛСД, псилобицин, мескалин и т. д., а также (в связи с запретом на использование галлюциногенов в психиатрии) особой методики дыхания. При этом пациент испытывает «состояния необычной реальности». Гроф утверждает, что в период внутриутробного развития и родов в бессознательное ребенка закладываются особые программы — базовые перинатальные матрицы (БПМ), которые впоследствии влияют на мировоззрение человека, его устремления, чувственную сферу, духовность и здоровье.
В 1965-м году авторами Джек Уильямсон и Фредерик Пол было написано произведение «Дитя звёзд». В этом рассказе можно встретить описание людей, которые входят в «сообщество» с машиной с помощью связных разъёмов, находящихся на лбу. Описание этих разъёмов, а также само «сообщество» человека с машиной, очень напоминает подключение к Матрице.
Выпуск
«Матрица» впервые вышла в США 31 марта 1999 года, за два месяца до ожидаемого фантастического фильма «Звёздные Войны: Эпизод I». Фильм собрал 171 миллион долларов в США и 460 миллионов в остальном мире и позже вышел на DVD, разойдясь более чем трёхмиллионным тиражом только в США.
Отзывы
Комбинация насыщенного спецэффектами действия с философской проблематикой была довольно радушно принята, хотя вопросы об органичности этого сочетания остались. Уильям Гибсон, просмотрев фильм, сказал: «Такого восхищения я не испытывал очень давно», — и добавил: «Нео теперь мой самый любимый герой в фантастике, навсегда». Джосс Уэдон назвал фильм «мой номер один» и похвалил за глубину сюжета, заметив: «Он смотрится на том уровне, на котором ты хочешь его смотреть», — имея в виду, что любители сражений будут обрадованы схватками и перестрелками, а любители поразмыслить — философской идеей «Матрицы». В 2001 году «Матрица» заняла 66-е место в составленном Американским институтом кино «списке 100 лучших триллеров».
Роджер Эберт поставил фильму три звезды из четырёх возможных. Его разочаровало то, что «фильм начинается с пересмотра природы реальности, а заканчивается перестрелкой. Мы хотим прыжка воображения, а не очередной кульминации с непременными автоматными очередями. Мне пришлось повидать десятки, если не сотни подобных упражнений в насилии, которые утилизируют одни и те же давно затёртые идеи».[8] Другие кинообозреватели высказали недовольство излишней пафосностью фильма и отсутствием в нём самоиронии.
Награды
В 1999 году фильм получил четыре награды американской Киноакадемии «Оскар» в номинациях[9]:
Коммерческий успех «Матрицы» дал «зелёный свет» для создания продолжений (сюжетные намётки трилогии задумывались авторами изначально, однако студия требовала определиться с результатами проката первого фильма). В результате в кинотеатрах, практически одновременно, появились «Матрица: Перезагрузка» и «Матрица: Революция». Новые фильмы содержали ещё более впечатляющие спецэффекты. История теперь концентрируется на предстоящей атаке Машин на город людей — Зион. Нео представляет свои новые умения и также узнает об истории Матрицы, своей роли Избранного и пророчества об окончании войны.
Также независимо был выпущен сборник из девяти анимационных короткометражных фильмов «Аниматрица». Большинство из фильмов создано в стиле аниме, который очень сильно повлиял на трилогию. Братья Вачовски одобрили «Аниматрицу»; наметили сюжетные ходы эпизодов, однако во всех случаях, кроме первого эпизода, доверили аниматорам самостоятельное написание сценариев и их режиссуру.
По мотивам фильмов разработано три компьютерные игры: Enter the Matrix (2003), которая рассказывает о том, что происходило до и в течение «Матрицы: Перезагрузки» от лица Ниобе и Призрака; The Matrix Online (2004) — MMORPG, которая продолжает историю после «Матрицы: Революции» (известно, что проект провалился в продажах); и The Matrix: Path of Neo (2005), которая предоставляет игрокам возможность взять на себя роль Нео и пройтись по эпизодам всех трёх фильмов.
На официальном сайте представлены бесплатные комиксы, действие которых происходит во вселенной «Матрицы».[10] Расширенные, цветные и дополненные версии этих же комиксов (наряду с другими работами) опубликованы и реализуются специально созданной для этих целей компанией Burlyman Entertainment.[11]
Выход фильма и его ошеломляющий успех дал толчок многочисленным творческим проявлениям фанатов как в России[12], так и за рубежом[13], включающим литературное, изобразительное, пародийное и видеотворчество. Такое нередко происходит после выхода в свет сколько-нибудь значительного произведения массовой культуры, но количественный аспект позволяет выделить «пост-Матричное» творчество фанатов в качестве отдельного феномена. Существует даже любительская экранизация[14] одного из упомянутых выше комиксов, опубликованных на официальном сайте фильма.
Влияние
«Матрица» оказала серьёзное влияние как на последующие фильмы в жанре боевика, так и на мировую киноиндустрию в целом, став, по образному выражению своего продюсера, «первым фильмом нового столетия». Достаточно сказать, что после «Матрицы» в фильмах часто стало появляться замедленное движение, крутящаяся камера и даже эффект Bullet time. Во многих играх вроде Max Payne (Max Payne начали разрабатывать за два года до выхода Матрицы, и уже тогда его главной фишкой были кинематографичность и замедление времени, позаимствованные не из Матрицы, а из фильмов Джона Ву), Stranglehold, BloodRayne, F.E.A.R., Need for Speed: Most Wanted и Need for Speed: Carbon замедление используется как элемент игрового процесса. Bullet time также породил много пародий — в комедийных фильмах («Очень страшное кино», «Мужчина по вызову», «Шрек», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»), сериалах («Симпсоны») и играх (Conker's Bad Fur Day).
Коммерческая успешность и внушительное количество фанатов, возникшее уже после выхода первой части трилогии, значительно повлияли на развитие индустрии «сопутствующих товаров». Возникла носящая некоторые элементы субкультуры и во многом не спадающая до настоящего времени волна «моды на Матрицу».
Интересные факты
* Сцена, в которой агенты гонятся за Нео по рынку, напоминает сцену погони за человеком, захваченным Кукольником в Ghost in the Shell. * В фильме постоянно встречаются числа 1 и 3. Считается, что Neo — это анаграмма слова «one» (один), также понятие «Избранный» по-английски — «The One», а Trinity означает «троица». В другом фильме братьев Вачовски — «V — значит вендетта» — фигурирует число 5. * Номера комнат в фильме имеют некоторую закономерность. Тринити в начале фильма сидит за ноутбуком в комнате отеля под номером 303. Квартира Нео имеет номер 101. В конце фильма Нео, чтобы выйти из Матрицы, должен прийти в ту же комнату 303 того же отеля. Возможно, это символизирует связь между Нео и Тринити. * «Матрица», «Тринити», «Морфеус», 303 и 101 — это названия легендарных музыкальных синтезаторов (Oberheim Matrix, KORG Trinity, E-mu Morpheus, Roland TB-303 и SH-101). * Реальное имя героя — Томас Андерсон. В начале фильма Томас сомневается относительно реальности происходящего. Если учесть, что Томас — это Фома на английский манер, его недоверие приобретает более глубокий философский смысл (о неверии апостола Фомы (Томаса) упоминается в Евангелии от Иоанна). В Откровении Иоанна Богослова есть слова: «Знаю дела твои и труд твой, и терпение твое и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы». В клубе Тринити говорит Нео: «Я знаю зачем ты здесь, знаю что тебя гнетёт, почему ты не спишь … Ты ищешь Его…». * Один из чит-кодов в игре Warcraft III на бесконечный запас маны, звучит так: thereisnospoon. Что переводится как «Ложки нет».
* Neo означает «новый» (произошло от греческого слова). * Фамилия Андерсон означает «сын человека» («андро» — по-гречески «человек», «мужчина»; «son» — сын. Ср. «Сын Человеческий» в Евангелии). Таким образом, прозревший Томас становится Нео Андерсоном — «новым сыном человека», или, если угодно, «новым Сыном Человеческим», то есть новым Спасителем. Другое толкование — Андер Сон от слова Андер — под (англ.) То есть, сын подземелья. Человеческий город Зион как раз находится глубоко под землёй. Новый сын Зиона. * Толкователи Торы утверждают, что шесть дней, в которые Бог сотворил мир, символизируют шесть тысячелетий (эпох) «тьмы» на Земле, когда Бог сокрыт от людей и царствует зло, а седьмой день — шабат (суббота) — праобраз седьмого тысячелетия, эпохи «света», явного божественного присутствия во всём (шхина). Исчисление тысячелетий ведётся от сотворения мира, 1999-й год от р.х. соответствует 5759 году от с.м. по еврейскому календарю и относится к последнему, шестому тысячелетию тьмы, после которого (и, согласно новозаветным представлениям, после второго пришествия Спасителя) наступит эпоха света (царствие небесное на земле), описываемое пророками: «И перекуют мечи свои на орала … и не будут больше учиться воевать» (Ис.2:4). В фильме приятель говорит Нео «ты меня спас, ты мой личный Иисус Христос», во второй серии Архитектор сообщает ему, что нынешняя Матрица шестая по счёту, а в третьей серии Нео прекращает войну и добивается для людей свободы выходить из Матрицы (тьмы). * Многие имена из фильма не только имеют под собой историческую основу, но и символично согласованы в своих сюжетных сочетаниях. Так, например, Морфей — в древнегреческой мифологии бог сновидений, сын Гипноса, бога сна. (Следует заметить, что Гипнос посылает сон, а Морфей уже привносит сновидения). В «Матрице» корабль Морфеуса называется «Навуходоносор», именем царя Вавилонии. По легенде, немаловажную роль в жизни этого царя сыграли сновидения. * Имена главных героев созвучны с компьютерными терминами:
* Эпок (Epoch) — термин компьютерного мира, обозначающий точку отсчёта от 1 января 1970 года. От этого момента считывается время в секундах в Unix, так называемый формат unixstamp. * Свич (Switch) — оператор, реализующий в некоторых языках программирования многовариантный выбор; также устройство, позволяющее строить множественно-разветвлённые компьютерные сети. * Маус (Mouse) — компьютерный манипулятор мышь; используется в основном в системах с графическим интерфейсом пользователя. * Оракул, Пифия (Oracle) — распространённая система управления базами данных (СУБД), использующая язык запросов SQL. * Капитан Мифуне — созвучно с названием функции «myfun», иногда используемой программистами аналогично Hello World[15]. * Линк (Link) — название компьютерного соединения.
* Также символичен визит Нео к прорицательнице: Нео обращается к ней за ответом, как клиент к серверу, та, в дополнение к ответу, угощает его печеньем (cookie). * «Код матрицы» на мониторах напоминает падающие фигуры в Тетрис, а также один из первых вирусов в среде DOS - "вирус падающих букв", вызывавший "осыпание" символов на экране. * На борту «Навуходоносора» расположена табличка. На ней отображено имя корабля («Nebuchadnezzar» — на английском) и дата и место его постройки: США, около 2069 года. Около этой надписи имеется ещё одна: «Mark III № 11». Если обратиться к соответствующему стиху Евангелия от Марка, то можно прочесть:
И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий.
— Мк.3:11
* Название мятежного города Зион образовано от холма Сион, на котором стоит Иерусалим. Для евреев он является символом Земли Обетованной. * Примерно на четвёртой минуте фильма есть сцена, где Тринити, убегая от агента Брауна, перепрыгивает с одной крыши на другую. На той крыше, куда она приземляется, зритель может видеть рекламный щит с надписью «GUNS» («ПИСТОЛЕТЫ»). Что символично: изображение пистолета под этой надписью соответствует модели «Israeli Military Industries' Desert Eagle» — оружия, которым на протяжении фильма пользуются агенты Матрицы. * Имя Сайфер (Cypher) похоже на слово «Lucifer» (Люцифер — имя сатаны), а также на «cipher» (шифр). * Когда Сайфер обсуждает с агентом Смитом условия, при которых он предаст Морфеуса, он пьёт красное вино и ест рыбу. Это — явные евангельские и раннехристианские аллюзии, поскольку вино сам Христос называл своей кровью, а рыба (ихтика) являлась первым символом христианства; кроме того, Христос также был предан одним из своих последователей. * Когда изменник Сайфер встречается в ресторане с агентом Смитом, становится известно, что его фамилия — Рейган, что он хочет «всё забыть» и быть «важным человеком, актёром, может быть». Президент США Рональд Рейган в прошлом был актёром, а в последние годы страдал болезнью Альцгеймера (то есть «всё забыл»). * Когда в конце фильма Нео, убегая от агентов, забегает в комнату к пожилой женщине, которая вяжет и смотрит телевизор, на экране телевизора мы видим изображение — мужчину в чёрном пальто. Это отрывок из реально шедшего в 1967 году в Америке телешоу «The Prisoner» («Узник»). * Немногим раньше, когда Нео только выбежал со станции метро, он звонит оператору и обращается к нему: «Mr. Wizard, get me out of here!» («Эй, Маг и Кудесник, вытаскивай меня отсюда!» — в одном из переводов). Эта фраза является цитатой из мультфильма Tooter Turtle («Черепашка Трубач»), вышедшего на экраны в 1960 году. По сюжету, у этой черепашки был знакомый Маг («Mr. Wizzard») (ящерица, по созвучию слов wizard и lizard), и каждый раз, когда Трубач попадал в очередной переплёт, где ему приходилось уж совсем туго, он произносил эту заветную фразу, после которой обычно Маг «вытаскивал» его домой. * Все названия перекрёстков (как, например, угол «Wells and Lake», где находится телефон-автомат, через который уходит из Матрицы Тринити в начале фильма) являются реальными и существуют в городе Чикаго, в котором родились братья Вачовски. Станция метро, на которой сражаются Нео и Смит, также существует в Чикаго. Тем не менее, ни одна из сцен в Чикаго не снималась. * В начале фильма Нео достаёт компьютерный диск из книжки «Simulacra and Simulation» («Симулякры и симуляция») Жана Бодрийяра — эта книга является популярной критической теорией, пытающейся объяснить, где «реальность», а где «имитация». При этом Нео открывает книгу на главе «On Nihilism» («о нигилизме»). В первом приближении нигилизм — это философская точка зрения, представляющая собой отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. * Джой (парень, покупающий у Нео диск в начале фильма) периодически говорит с Нео «пророческими» фразами: «Ты не существуешь…», «Ты мой спаситель!» и т. п. Также на фразу Нео «У меня всю жизнь такое ощущение, будто я не знаю: сплю я, или нет», — он говорит о мескалине — психоделическом наркотике, одним из эффектов которого является ощущение «пробуждения» от сна, которым кажется вся предыдущая жизнь. Это же, в частности, упоминалось в книге Олдоса Хаксли «The Doors Of Perception» («Двери восприятия»). * В комнате, где Нео ждёт Оракула, телевизор показывает гигантских кроликов (фильм «Night of the Lepus» 1972 года), так как Нео получил в начале фильма сообщение о том, что он должен (подобно Алисе в стране чудес) следовать за белым кроликом. Это символизирует, что он на правильном пути. * B папке с личным делом Нео, которую просматривает агент Смит, допрашивая его, можно рассмотреть некоторые пункты биографии Нео: o Последний раз эта папка обновлялась 22 июля 1998 года. o Он родился 11.03 (11 марта) 1962 года. o Он родился в месте под названием «Lower Downtown, Capitol City, FU, USA». o В девичестве его мать звали Мишель МакГахей (как одного из художественных директоров фильма). o Его отца звали Джон Андерсон. o Его паспорт годен до 11 сентября 2001 года o Он окончил Центральную западную высшую школу и высшую школу Оуэна Патерсона (Оуэн Патерсон — художник-постановщик фильма). * В фильме «Высшее образование» 1995 года первой фразой Лоренса Фишберна (Морфеус в Матрице) является знакомая нам по «Матрице» фраза: «Добро пожаловать в реальный мир!» * В фильме «Кошмар на улице Вязов 3: Воины сна» Лоуренс Фишберн играл санитара психиатрической лечебницы, сюжет фильма также был построен вокруг реальности сновидений и их влияния на реальный мир. * В 1995 году в телефильме «The Tuskegee Airmen» у персонажа Лоуренса Фишборна уже был член экипажа по имени Тэнк. * Кэрри-Энн Мосс (Тринити) сыграла роль Лиз Тиил в телесериале «Матрица» 1993 года. Название этого телесериала с фильмом «Матрица» напрямую не связано. * В фильме Властелин колец играют два актёра, игравших в «Матрице». В роли Углука — Натаниэль Лис (в матрице Мифуне), в роли Элронда — Хьюго Уивинг (в матрице агент Смит). Так как эти два фильма вышли примерно в одно время и Хьюго играл в них совершенно противоположные роли, было выдумано множество анекдотов с участием его персонажей. Так, много шуток подобного рода присутствует в юмористических переводах этих фильмов студией Божья искра («Шматрица», «Братва и Кольцо»). * Также два актёра из «Матрицы» играют в фильме «Помни». В роли Тедди — Джо Пантолиано (Сайфер), в роли Натали — Кэрри-Энн Мосс (Тринити). Леонарда, главного героя фильма, играет Гай Пирс, по комплекции и возрасту напоминающий Киану Ривза. Герой фильма страдает редкой формой амнезии. Гай Пирс также играл в одном фильме с Хьюго Уивингом: «Приключения Присциллы, королевы пустыни». * В фильме, который является классикой фантастического кинематографа, «Терминаторе», есть момент, где Терминатор, раздавленный прессом, «погибает»: в этот момент гаснут его красные глаза-лампочки. В «Матрице» есть явная аллюзия на это, когда Тринити вытаскивает из Нео робота-жучка, выводит последнего из строя электрическим разрядом, и выбрасывает в окно автомобиля. * В фильме «Гуд бай, Ленин!» один из главных героев появляется в футболке, рисунок на которой (зелёные буквы и цифры на чёрном фоне) является аллюзией на «Матрицу», снятую, однако, спустя десятилетие после описываемых в кинокартине «Гуд бай, Ленин!» событий. * В Древней Греции в городе Дельфы находился так называемый Храм Апполона, или Оракул. Это был самый значимый культовый центр Эллады, сюда обращались в разные периоды многие великие мыслители, в том числе Пифагор (назван в честь пифии) и Платон. Главная прорицательница Оракула звалась пифия, а на самом Храме были три надписи, во многом определившие пути философии Древней Греции. Одной из надписей была: «Познай себя». В фильме прорицательницу зовут Пифия, она также женщина, и над входом в место её обитания также есть надпись «Познай себя». * Жена Меровинга — Персефона, по аналогии с женой Аида (древнегреческого бога подземного мира) из древнегреческой мифологии, также ненавидит его. У Меровинга, как и у Аида, есть перевозчик (у древних греков — Харон), перевозящий другие программы, которые должны быть уничтожены. * Сцена погони на крыше в начале фильма очень сильно похожа на сцену погони в фильме Тёмный город. * Имя «Меровинген» созвучно названию первой франкской королевской династии Меровингов и имени её основателя Меровея (Меровига). В фильме Пифия говорит Нео что эта программа очень древняя, а сам Меровинген говорит, что любит французский язык. * В компьютерной игре Heroes of Might and Magic III: The Shadow of Death в качестве чит-кодов используются различные имена и названия из трилогии. Например nwcfollowthewhiterabbit — максимум удачи, nwczion — постройки во всех городах[16]. * На заключительных титрах фильма "Матрица. Революция" звучит мантра на санскрите: "Асато маа сад гамаят, Тамасо маа джйотир гамаят, Мритйор маа амритам гамаят. Ом шанти шанти шантихии." Перевод этой мантры: "Веди меня от незнания к знанию. Веди меня от тьмы к свету. Веди меня от смерти к бессмертию. [Мир телу, разуму и духу]".
Ляпы в фильме
* Неясно, кто был оператором предателя Сайфера, когда он встречался в Матрице с агентами в ресторане. Создатели объясняют это тем, что до разговора с Нео Сайфер программировал себе автоматический вход в Матрицу. * В сцене, когда Нео на крыше уклоняется от пуль агента, из его рук на землю падают два пистолета, а при движении камеры bullet time пистолеты у его ног отсутствуют. Затем, когда камера выходит из bullet time, у ног Нео снова видны два пистолета. Также, в момент bullet time можно заметить отсутствие вокруг Тринити и тел уже убитых. * В сцене, когда Нео, поднимаясь вслед за товарищами по лестнице, произносит «дежа-вю», он дважды видит кошку на красном ковре. Тринити удивленно оборачивается, и в следующем кадре снова показан Нео: ковер на полу за его спиной отсутствует. * Когда Нео и Тринити обрушивают вниз лифт с бомбой, хорошо видно, что, когда пламя от взрыва медленно расползается по холлу, где ранее шёл бой, нет ни одного трупа. * Когда Агент Смит стреляет в грудь Нео второй раз, на замедленном крупном плане можно увидеть, что от пистолета отлетает гильза холостого патрона (с замятым кончиком), хотя в первом выстреле на пол упала гильза боевого патрона от Desert Eagle. * В кабинете Нео, ведомый Морфеусом, распахивает окно, в следующий момент, когда Нео идёт по карнизу, он смотрит вниз, где на дороге слева ничего нет. В момент падения телефона, там неожиданно появляется затор, а через секунду исчезает. * В битве Нео и Смита на станции метрополитена, когда Нео уворачивается от удара агента, кулак последнего попадает в колонну и разбивает вдребезги её край. Перед ударом можно увидеть границу по которой она будет разрушена. * В момент, когда Морфеус бежит по комнате, в которой его пытали, агент стреляет через стену, вниз, под большим углом, пули же, пробивая стену летят абсолютно горизонтально, впоследствии задевая ногу Морфеуса.