Среда
04.12.2024
23:05
Главная
Каталог развлечений
Информационно-развлекательный портал Luckyea Приветствую Вас Гость | RSS Регистрация
Вход



Меню сайта

Категории раздела
Боевик [17]
Вестерн [1]
Военный [10]
Детектив [5]
Документальный [1]
Драма [38]
Комедия [45]
Мелодрама [11]
Музыкальный [2]
Мюзикл [20]
Приключенческий [8]
Сказка [2]
Триллер [18]
Фантастика [39]

Наш опрос
Круг ваших интересов?
Всего ответов: 792

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Файлы » Фильмы, кино онлайн » Фантастика [ Добавить материал ]

Иван Васильевич меняет профессию
30.04.2010, 14:11
«Ива́н Васи́льевич меня́ет профе́ссию» — советская односерийная кинокомедия производства киностудии «Мосфильм», снятая в 1973 году по мотивам пьесы Михаила Булгакова Иван Васильевич режиссёром Леонидом Гайдаем. Последний фильм режиссёра из серии о похождениях Шурика. Лидер советского кинопроката 1973 года — свыше 60 миллионов зрителей.

Сюжет

Пролог

Изобретатель Александр Сергеевич Тимофеев (Шурик) создаёт машину времени. Эксперименты по её запуску кончились перегоранием пробок, взрывом и потерей Шуриком сознания…

Сон

Жена Шурика, киноактриса Зина, приходит со съёмок в задымлённую квартиру и говорит Шурику, что уходит от него. Её новый возлюбленный — кинорежиссёр Якин, с которым она уезжает в Гагры.

В это время квартирный вор-рецидивист Жорж Милославский проникает в квартиру соседа Шурика — стоматолога Антона Семёновича Шпака и грабит её.

В присутствии управдома Ивана Васильевича Бунши Шурик испытывает машину на небольшой мощности, и стена между квартирами Шурика и Шпака исчезает. Удивлённый Жорж Милославский входит в квартиру Шурика. Шурик включает большую мощность, и через стену открываются царские палаты. На троне сидит Иван Грозный, рядом дьяк Феофан. Увидев пришельцев и приняв их за демонов, Феофан убегает за стражей, а Иван Грозный вбегает в квартиру Шурика. В палатах начинается переполох, один из бердышей, кинутый Милославским в стрельца, попадает в машину времени, и та ломается, оставляя Ивана Грозного в современном мире, а Ивана Васильевича Буншу и Жоржа Милославского — во времени Ивана Грозного.

Спасаясь от стражи, Милославский замечает внешнее сходство Бунши и Ивана Грозного и заставляет управдома переодеться в найденную царскую одежду. Бунша переодевается в Ивана Грозного, а Милославский — в князя.

В XX веке Шурик объясняет царю, что случилось, просит подождать его, пока он сбегает в магазин за транзисторами. Иван Грозный остаётся в квартире и оказывается вовлечённым в разборки с разными героями фильма (Зина и Якин, Ульяна Андреевна Бунша, Антон Семёнович Шпак, наряд милиции, бригада «Скорой помощи»).

В царском времени тоже неспокойно. Народ понимает, что царь ненастоящий, и завязывается погоня, но, наконец, срабатывает починенная машина времени и Иван Васильевич Бунша с Жоржем Милославским вбегают в свой XX век. Иван Васильевич не успевает вернуться — его задерживает милиция. Бунша добровольно сдаётся в руки милиции, так как временно исполнял обязанности царя. Услышавший это Иван Грозный в ярости нападает на Буншу. Их обоих связывают в смирительные рубашки и одного за другим подводят к Ульяне Андреевне для опознания. И в Бунше, и в царе Ульяна Андреевна признаёт своего мужа.

Милославский же берёт белый халат Шурика и пытается скрыться под видом врача. Врачи и переодевшийся врачом Милославский уводят «пациентов» на улицу, и в этот момент милиционеры понимают, что у них в руках находилась важная добыча — сам вор Жорж Милославский. С балкона они кричат об этом врачам, и далее начинается погоня за Милославским. Воспользовавшись суматохой, из машины «Скорой помощи» выбегает Иван Грозный и бежит в квартиру к Шурику, который снова запускает свою машину. Открывается стена в палаты, и Иван Грозный возвращается в своё время…

Эпилог

Шурик очнулся, поднялся с пола, и не понимает, что же всё-таки произошло. Постепенно сознание возвращается к нему, и тут он вспоминает, что его бросила жена.

Вскоре Зина приходит с работы, Шурик спрашивает её о связи с Якиным. Удивлённая Зина говорит, что Шурик совсем сойдёт с ума со своей машиной и никакого режиссёра Якина у них нет. Шурик понимает, что ему всё привиделось.

В ролях

* Юрий Яковлев — Иоанн Васильевич Грозный / Иван Васильевич Бунша, управдом
* Леонид Куравлёв — Жорж Милославский [1]
* Александр Демьяненко — Александр Сергеевич Тимофеев, Шурик, инженер-изобретатель
* Наталья Селезнёва — Зинаида Михайловна Тимофеева, жена Шурика
* Савелий Крамаров — дьяк Феофан
* Наталья Крачковская — Ульяна Андреевна, жена Ивана Васильевича Бунши
* Наталья Кустинская — актриса, девушка кинорежиссёра Якина
* Владимир Этуш — Антон Семёнович Шпак, сосед Шурика
* Михаил Пуговкин — Карп Савельевич Якин, кинорежиссёр
* Сергей Филиппов — шведский посол
* Эдуард Бредун — спекулянт радиотоварами
* Александр Вигдоров — эпизод
* Валентин Грачёв — стрелец, говоривший: «Живьём брать самозванцев!»
* Наталья Гурзо — медсестра Шпака
* Иван Жеваго — врач-психиатр
* Алексей Калабулин — стрелец с дёргавшимся ухом
* Нина Маслова — Марфа Васильевна, царица
* Анатолий Подшивалов — лейтенант милиции
* Виктор Уральский — старшина милиции
* Виктор Шульгин — боярин, говоривший: «Войско взбунтовалось! Говорят, царь-то — ненастоящий!»
* Юрий Чернов — балалаечник (в титрах не указан)
* Елена Вольская — эпизод (в титрах не указана)
* Лариса Ерёмина — девушка на пиру (в титрах не указана)
* Курбан Мазанов — эпизод (в титрах не указан)
* Николай Маликов — эпизод (в титрах не указан)
* Владимир Мышкин — стрелец (в титрах не указан)
* Юрий Потёмкин — санитар (в титрах не указан)
* Андрей Рабинович — стрелец (в титрах не указан)
* Михаил Содорский — эпизод (в титрах не указан)

Озвучивание

Особенности озвучивания

* Наталья Кустинская озвучила Жоржа Милославского в сцене телефонного звонка Антону Семёновичу Шпаку якобы женским голосом.
* В один из моментов фильма зрителю может показаться, что был допущен брак озвучивания. Когда Иван Васильевич Бунша спрашивает у Жоржа Милославского, как он попал в квартиру Антона Семёновича Шпака, тот отвечает: «Да ну вас к чёрту, что за пошлые вопросы!», при этом рот у Милославского закрыт. На самом деле эту фразу говорит не Милославский, а Шурик, находящийся в тот момент за кадром (голоса Леонида Куравлёва и Александра Демьяненко действительно похожи).
* Некоторые эпизоды были переозвучены режиссёром фильма Леонидом Гайдаем из-за «придирок» цензуры:
o Во время царского банкета Бунша спрашивает Милославского: «Кто оплачивать будет?». Тот отвечает: «Ну, во всяком случае, не мы» (цензура), в оригинале же, по замыслу Леонида Гайдая — «Народ, народ, батюшка».
o В сцене допроса Ивана Грозного сотрудниками милиции на вопрос «Где живёте?» тот отвечает: «В палатах» (цензура), по замыслу Леонида Гайдая: «Москва, Кремль».
o Зина, жена Шурика, заботясь об Иоанне Грозном в квартире, произносит: «Мало ли, что могут подумать!», но по губам читается: «Вас здесь могут увидеть!».
o Иван Васильевич Бунша, переодетый в царя, произносит, обращаясь к шведскому послу: «Гитлер капут», но по губам читается: «Мир, дружба».

Песни в фильме

* На исполнение песни «С любовью встретиться» пробовалась София Ротару, однако её исполнение из-за довольно низкого голоса не подошло для комедийного жанра фильма. В результате её исполнила Нина Бродская.
* Валерий Золотухин исполнил песню «Разговор со счастьем» («Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь…»).
* Борис Кузнецов и Лев Полосин поют песню «Кап-кап-кап» («Маруся»).
* Царь Иван Грозный слушает на катушечном магнитофоне песни «Поговори, хоть ты со мной, гитара семиструнная…» в исполнении Владимира Высоцкого и Песню про зайцев («А нам всё равно…») в исполнениии Юрия Никулина из ранее снятого в 1968 году фильма Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука».

Съёмочная группа

* Авторы сценария:
o Владлен Бахнов
o Леонид Гайдай
* Режиссёр: Леонид Гайдай
* Операторы:
o Виталий Абрамов
o Сергей Полуянов
* Художник: Евгений Куманьков
* Композитор: Александр Зацепин
* Тексты песен: Леонид Дербенёв

Технические данные

* Производство: Мосфильм
* Художественный фильм, односерийный, телевизионный, цветной+чёрно-белый

Кинопробы

На роли пробовались, и могли бы стать:

* Иваном Васильевичем: Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Лебедев, Евгений Евстигнеев.
* Жоржем Милославским: Андрей Миронов, Георгий Юматов, Сергей Никоненко, Георгий Бурков, Вячеслав Невинный

Гонорары

* Леонид Гайдай — 5 948 рублей плюс 2 000 рублей за сценарий;
* Юрий Яковлев — 4 350 рублей;
* Леонид Куравлёв — 2 312 рублей;
* Александр Демьяненко — 1 663 рубля;
* Наталья Селезнёва — 362 рубля;
* Савелий Крамаров — 1 129 рублей;
* Наталья Крачковская — 347 рублей;
* Наталья Кустинская — 168 рублей;
* Владимир Этуш — 630 рублей;
* Михаил Пуговкин — 788 рублей;
* Сергей Филиппов — 258 рублей;
* Нина Маслова — 101 рубль;
* Анатолий Подшивалов — 139 рублей.

Отличия от пьесы

* Оригинальная пьеса Михаила Булгакова написана в 1935 году и отображает быт 1930-х годов, в то время как фильм был снят в 1973 году. В результате в сценарий были внесены некоторые изменения, отображающие современные на тот момент реалии. К примеру, патефон, упоминавшийся в пьесе, был изменён на магнитофон, коверкотовое пальто — на замшевую куртку, а в самой машине времени используются транзисторы.
* Кроме того, в пьесе Булгакова Тимофеев решает отправиться в эпоху Ивана Грозного, услышав по радио трансляцию оперы «Псковитянка», в то время как в фильме по телевизору он уже смотрит оперу «Борис Годунов», поскольку звучит вторая картина пролога этой оперы композитора Модеста Мусоргского — Колокольный звон и фраза Шуйского «Да здравствует царь Борис Фёдорович!»). В сцене встречи кинорежиссёра Якина с Иваном Грозным упоминаются фамилии популярных в 1970-е годы киноартистов.
* В пьесе упоминается, что Иван Васильевич Бунша был сыном князя, но сам Бунша опровергает это, ссылаясь на то, что на самом деле, его биологический отец — кучер Пантелей; в фильме этот эпизод опущен как явный анахронизм. В то же время в фильме, как и в пьесе, Зина жалуется, что у неё «в кафе увели перчатки», хотя в 1970-е годы женщины летом перчаток не носили (по крайней мере, в СССР).
* В пьесе дверь в квартиру Антона Семёновича Шпака была заперта на навесной замок, по поводу которого вор Жорж Милославский иронизирует: «Какой замок комичный. Мне что-то давно такой не попадался… Но на самом деле замок служит только для одной цели: показать, что хозяина дома нет…». В фильме, в фешенебельном доме, в котором происходило действие, об этом не могло быть и речи.
* Другие изменения не касались напрямую разницы во времени. Было изменено имя Тимофеева: в пьесе его имя Николай, а в фильме — Александр. Сделано это было для того, чтобы объединить все три фильма Гайдая — «Операцию „Ы"», «Кавказскую пленницу» и «Иван Васильевич меняет профессию» — одним героем: бывшим студентом, а ныне инженером Шуриком. При этом жена Тимофеева, как и в пьесе, носит имя Зина, что порождает некоторую коллизию — роль Зины исполняет Наталья Селезнёва, которая в «Операции „Ы"» играет роль студентки — подруги Шурика. Субъективно в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» она воспринимается зрителем как та же девушка, ставшая женой Шурика[3] и поменявшая имя (в прежней роли героиню Натальи Селезнёвой звали Лида) и профессию (она училась вместе с Шуриком на техническом факультете).
* Была изменена и причина поломки машины времени и процедура её ремонта. В пьесе Михаила Булгакова Жорж Милославский и Иван Васильевич Бунша отправляются в прошлое, захватив с собой ключ от машины, и Тимофеев отправляется к слесарю, чтобы сделать новый ключ, в то время как в фильме причиной поломки является попадание в машину времени бердыша и перегоревшие транзисторы. Наконец, в финале пьесы выясняется, что квартиру Антона Семёновича Шпака действительно обокрали, а в фильме это остаётся частью сна.
* В пьесе после шведского посла Бунша-царь принял патриарха, у которого Милославский украл панагию, и который впоследствии и подбил войско на мятеж, сообщив, что царь ненастоящий. В фильме этого эпизода нет — «царь» не принял «татарского князя», так как Милославский объявил обеденный перерыв. (У Булгакова патриарх является анахронизмом, поскольку патриаршество в России было введено только в 1589 году, через пять лет после смерти Ивана Грозного (при нём церковь возглавляли московские митрополиты).
* В пьесе Кемскую волость Милославский решает отдать шведам, а не Бунша, как в фильме. Бунша в диалог не вмешивается, и в результате волость отдают шведам. В фильме именно Милославский выступает против передачи волости шведам.
* В пьесе Николай предлагает Ивану Грозному вместо анисовой водки выпить «Горный Дубняк», 40-градусный напиток, относящийся к классу горьких настоек, видимо достаточно распространенный в 1930-х годах, в фильме же Шурик угощает царя «Столичной» водкой.
* Но не считая этих и некоторых других незначительных расхождений, фильм выдержан строго по пьесе. В том числе и многие выражения, ставшие крылатыми, были придуманы Булгаковым и впервые появились именно в пьесе, а не в фильме.

Интересные факты

* Сон Шурика показан в цветном изображении, тогда как реальные события — в чёрно-белом.
* Американским кинозрителям фильм известен под названием «Иван Васильевич: Назад в будущее» («Ivan Vasilievich: Back to the Future» и «Ivan the Terrible: Back to the Future»).
* «По сети» ходили и продолжают ходить слухи, что сам режиссёр фильма Леонид Гайдай снялся в роли осветителя на съёмочной площадке. Однако тем, кто знаком с настоящей внешностью Гайдая, несложно понять, что между этими двумя людьми вряд ли есть что-то общее.
* При съёмках сцены царского пира режиссёр настоял, чтобы вся еда была настоящая, а не бутафорская, но в бюджете картины не были заложены расходы на это. Тогда Леонид Гайдай за свой счёт где-то раздобыл дефицитный по тем временам осётр и прочие деликатесы. Царский стол обошёлся ему в 200 советских рублей.
* Когда царский пир был снят и плёнка проявлена, обнаружилось, что на столе стоит кем-то оставленная бутылка «Боржоми». Царский пир пришлось полностью переснимать заново.
* Крымский хан действительно «шалил» на Изюмском шляхе в 1571 году. Да так шалил, что сжёг Москву в мае 1571 года. В следующем году крымский хан был разбит в битве при Молодях.
* Шведский посол говорит не на шведском, а на немецком языке, что соответствует тексту пьесы Михаила Булгакова.
* Сцены погони за «пришельцами из будущего» снимались в Ростове Великом Ярославской области: белокаменный кремль в фильме — ростовский, а не московский.
* Квартира Шурика находилась в доме 17/19 по Новокузнецкой улице. Эпизод покупки транзисторов, необходимых для ремонта машины времени, снимали в магазине «Радиотехника», который находился в этом же доме.
* Интересный факт с якобы продакт-плейсмент сигарет Marlboro во время исполнения Жоржем Милославским песни «Разговор со счастьем» был замечен многими, но настоящей «скрытой рекламой» это не было — компания «Philip Morris» не заплатила за этот явный показ пачки своих сигарет ни копейки, как и Гострудосберкассы СССР, которые «рекламирует» Милославский в сцене ограбления квартиры Антона Семёновича Шпака[источник не указан 345 дней].
* Авторучка, которую Милославский достаёт из шкафа у Шпака и, присвистнув, разглядывает, переворачивая, а потом он даря её шведскому послу, является довольно популярной в 1970-е годы вещью, привозимой из-за рубежа — при переворачивании ручки обнажалась имевшаяся внутри фотография женщины.
* Слова «Паки, паки… Иже херувимы», которые произносит кинорежиссёр Якин, падая на колени перед царём (и известные ему, видимо, понаслышке), взяты явно из православных богослужебных текстов («Паки и паки» — слова, начинающие малую ектению, а «Иже Херувимы» — слова, начинающие Херувимскую песнь).
* Комплименты, которые Иван Васильевич произносит в адрес Зинаиды («…красотою ле́па, червлёна губами, бровьми со́юзна…»), по-видимому, были взяты Михаилом Булгаковым у писателя XVII века Ивана Катырёва-Ростовского из его описания Ксении Годуновой. В пьесе после вышеуказанных слов имеется ещё («…телом обильна»), что было опущено в сценарии, так как не соответствовало комплекции Натальи Селезнёвой.
* Когда Жорж Милославский звонит на работу Антону Семёновичу Шпаку, он просит добавочный номер — 362, произнося его «три шестьдесят две». Столько стоила в то время бутылка водки.

Крылатые фразы

# — Это я удачно зашёл…
# — Тьфу на вас! …Тьфу на вас ещё раз!
# — Граждане, храните деньги в сберегательной кассе. Если, конечно, они у вас есть.
# — Ты на что, царская морда, намекаешь?!
# — Да ты что ж, сукин сын, самозванец, казённые земли разбазариваешь? Так никаких волостей не напасешься!
# — Очень приятно — Царь, очень приятно — Царь… Здравствуйте — Царь.
# — Танцуют все!
# — Житие́ мое́… — Какое житие́ твое́, пёс смердящий?!
# — Я требую продолжения банкета!
# — Ты почто боярыню обидел, смерд?!
# — Я не узнаю вас в гриме.
# — Всё, всё, что нажил непосильным трудом — всё же погибло. Три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных… Куртка замшевая, три… куртки.
# — Собака с милицией обещала придти.
# — Оставь меня, старушка, я в печали…
# — И тебя вылечат. И тебя тоже вылечат. И меня вылечат…
# — Что значит «к чёрту»? Полквартиры исчезло!
# — Лжёшь, собака! Аз есмь царь!
# — Какой паразит осмелился сломать двери в царское помещение? Разве их для того вешали, чтобы вы их ломали?!
# — Не вели казнить, великий государь надёжа, демоны тебя схватили, по всем палатам мы за ними гонялись, хвать! …Ан демонов-то и нету!
# — Были демоны. Это мы не отрицаем. Но они самоликвидировались.
# — Отворяй, собака!
— А кому это он?
— Вам.
# — А где царь?
— Закусывать надо.
# — Замуровали, демоны!
# — Вот что крест животворящий делает!
# — Скажите, у вас нет отдельного кабинета?
— Так ты, ваше благородие, уже нарезался.
# — Мы, цари, работаем без выходных. Да нам, царям, за вредность молоко нужно бесплатно давать!
# — Эх, Марфуша, нам ли быть в печали?
# — Я артист больших и малых театров и моя фамилия слишком известная, чтобы я её называл!
# — Скажите, а вы и в магазине можете так стеночку приподнять?
— Хм, стенку!
— Вашему изобретению нет цены!
# — Я бы на Вашем месте за докторскую диссертацию бы немедленно сел!
— Торопиться не надо — сесть я всегда успею…
# — Видел чудеса техники, но такого!
# — Если бы вы были моей женой, я бы повесился!
— Хам!
# — Шпака вы брали?!
— Шпака?
— Да!
— Казань брал, Астрахань брал, Ревель брал, Шпака не брал.
# — Ты скажи, какая вина на мне, боярин?
— Тамбовский волк тебе боярин!
# — Извините, Иван Васильевич, но когда Вы говорите, впечатление такое, что Вы бредите!
# — Икра красная, икра чёрная… Да! Заморская икра… баклажанная!
# — Здрав буде, боярин!
# — Вот лица попрошу не касаться!
# — Скажите, как Ваше имя-отчество?
— Марфа Васильевна я…
# — Вот смотрит… Вы на мне дыру протрёте!
# — На мне узоров нет и цветы не растут.
# — Я был уверен, что отправил вас назад, где же вы были всё это время?
— В милицию замели, дело шьют.

Ошибки в фильме

Не стоит забывать, что бо́льшая часть фильма — это всего лишь сон Шурика, и этим могут быть оправданы многие ошибки. То, что Шурик отсутствует в большинстве эпизодов и по этой причине не может их видеть, также вполне допустимо: во сне можно быть и созерцателем событий.

Киноляпы

* В начале фильма видно, что аквариум в квартире инженера Тимофеева не работает, в нём мутная вода и нет рыбок. В середине фильма мы видим тот же аквариум с чистой водой и плавающими рыбками. Это могли бы сделать только Шурик, его жена или Иван Васильевич, но всем им было, конечно, не до этого.
* Квартира Шурика находилась на Новокузнецкой улице, однако Иван Грозный, выйдя на балкон его квартиры и обозревая Калининский проспект (ныне Новый Арбат) и здание СЭВ, сказал «Лепота-а-а!» с высотки дома № 26 (раньше там на первом и втором этаже был магазин «Мелодия»).
* Когда Иван Васильевич Бунша на троне тихо расспрашивает дьяка Феофана, за кадром шведский посол заново проговаривает свой текст.
* В сцене опознания Ивана Грозного женою Ивана Васильевича Бунши, милиционер оставляет царя сидеть одного за столом, на котором лежит его кинжал. В повторном кадре кинжала на столе нет.
* Когда мы видим магнитофон Антона Семёновича Шпака в его квартире, в нём стояли две белые катушки. Когда же царь случайно, сев на кровать в квартире, его включил, одна из катушек уже красная.
* В сцене ограбления квартиры Шпака Жорж Милославский сначала держит в руках облигации Госзайма, а в следующем кадре показывает зрителям уже пачки денежных банкнот — но это является частью комедии.
* Когда царь Иван Грозный диктует свой указ, стол стоит с одной стороны от трона, а когда царём «стал» Бунша — уже с другой стороны.
* В сцене выхода войска на войну вначале, когда выходит пехота — частокол из заострённых брёвен находится справа от ворот, а через минуту, когда выезжает конница — уже слева (съёмки первого эпизода проводились значительно позже, частокол строили заново).
* Милиция приезжает расследовать квартирную кражу на автомобиле ГАИ (эмблема ГАИ на багажнике видна при виде сверху, с балкона).
* Одна из машин «Скорой помощи» начинает свой маршрут от центрального входа телецентра Останкино. Кроме того, в сцене, когда милицейская машина выезжает на проспект, видна машина «Скорой помощи», стоящая за автобусом. В следующей сцене проезжает именно она.
* В сцене, где Милославский заставляет Ивана Васильевича Буншу положить трубку, в одном моменте видно, что Бунша рот не открывает, но при этом голос звучит. Когда Иван Васильевич бросает трубку, она плавно ложится на телефон и в кадре отчётливо видны нити, на которых её подвесили.
* Когда Милославский снимал латы, он уронил шлем, который, падая, оглушил уже лежащего стрельца. Далее, через мгновение, Бунша и Милославский убегают, а шлем оказывается на доспехах.
* Действие фильма происходит в летнее время, но проезд по Москве машины милиции был сделан осенью (в кадр попали деревья с жёлтой листвой).
* Во время царского банкета на столе стоит пол-литровая бутылка газированной воды.
* Когда стрельцы ловят Жоржа Милославского и Ивана Васильевича Буншу, бегающих по Ростовскому кремлю, они вооружены бердышами. Однако на крыше, когда Милославский крикнул «Стойте!» и подпрыгнул, видно, что те же стрельцы стоят с пустыми руками, так как актёрам нужно было прыгать с высоты.
* Перед тем как милиционеры забирают царя на лестничной площадке, они не звонят в дверь а тихо стучат, но зачем? До этого жена Ивана Васильевича Бунши звонила в работающий звонок, а позже он, наверное, сломался?
* Уходя из квартиры Шурика, настоящий царь, увидев кошку, бросает в неё свою матерчатую шапку. Позже Шурик видит на полу шапку Мономаха (с крестом), которая обернулась кошкой.
* Милиционеры одеты в белые рубашки; это парадная форма, а не повседневная.
* Когда Иван Васильевич Бунша лезет в сундук, видно, что близко от них находятся преследующие их стражники. Тем не менее, Жорж Милославский успевает за это время облачиться в рыцарские доспехи.
* Посол говорит по-немецки с ошибками.

Исторические несоответствия

Следует учитывать, что фильм — комедия, а действия — плод посттравматического воображения главного героя. Поэтому расхождения с историей и обычаями XVI века не могут квалифицироваться как ошибки, они могли быть допущены сознательно и являются скорее предметом курьёза.

* В сцене допроса милиционерами Иван Васильевич Грозный на вопрос о годе рождения отвечает: «Тысяча пятьсот тридцать третий от Рождества Христова», хотя Иван Грозный родился 25 августа 1530 года, а в 1533-м умер его отец, Василий III. Кроме того, летоисчисление от Рождества Христова было введено Петром I только в 1700 году. До этого на Руси вели летоисчисление от сотворения мира. Таким образом, ответ Ивана Васильевича должен был звучать как «Лето семь тысяч тридцать восьмое от сотворения мира».
* Скипетр и держава, которые держит в руках Иван Васильевич Бунша (и которые изображены на иконе), как символ царской власти появились на сто лет позднее происходящих событий, в XVII веке.
* Стрельцы стреляют в Буншу и Жоржа Милославского из луков, хотя в действительности имели огнестрельное оружие — пищали.
* В одном из фрагментов под ногами Жоржа Милославского и Ивана Васильевича Бунши чётко просматривается каменная брусчатка.
* Иван Грозный и все присутствующие в его времени говорят на современном русском языке, который окончательно сформировался только 300 лет спустя. Да и песня «Маруся слёзы льёт» явно очень современная. Но надо всё-таки признать, что она писалась под фильм с одной целью — лучше передать его содержание как комедии.
* В эпизоде с лифтом («Замуровали, демоны…») царь крестится тремя перстами. Но до 1653 года православные крестились двумя перстами.
* На допросе Иван Василиевич говорит, что брал Ревель, однако это исторически неверно: Ревель около двух месяцев был под осадой армии Ивана Грозного, но так и не был взят. (Хотя формально это соответствует истине — «брал» не означает «взял»). Зато, перечисляя взятые им города («Казань брал, Астрахань брал…»), царь не упоминает Полоцк, хотя, как отмечают биографы Ивана Грозного (Владимир Кобрин, Руслан Скрынников), этой победой царь особенно гордился.
* Дьяк Феофан протягивает на подпись «царю» (Ивану Васильевичу Бунше) указ, а тот, поломавшись, всё-таки подписывает его. Однако в Московской Руси существовала традиция, запрещавшая коронованным особам пользоваться пером и чернилами.[4]
* Когда войско царя отправляется на войну, мы видим безбородых и безусых стрельцов, хотя в те времена растительность на лице сбривать простолюдину запрещалось. Слуги в царских палатах также в большинстве своём по-современному подстрижены и выбриты.
* «Икра заморская, баклажанная» была завезена в Россию в XVII веке из Ирана, то есть гораздо позже описываемых событий. Интересно, что на самом деле на царском столе лежала не баклажанная, а кабачковая икра.
* На вопрос Ивана Васильевича Бунши «Простите — Ваше имя, отчество?» царица отвечает: «Марфа Васильевна я…». Это может быть только Марфа Васильевна Собакина, пробывшая женой Ивана IV Грозного всего 15 дней. Таким образом, Жорж Милославский и Иван Васильевич Бунша находились в древней Москве в один из дней между 28 октября и 12 ноября 1571 года. 13 ноября Марфа Васильевна Собакина умерла. Однако действие фильма происходит в летнюю пору. Кроме того, известно, что практически сразу после заключения брака Марфа тяжело заболела и едва ли участвовала в пирах, будучи царицей.
* В сцене, где Иван Васильевич Бунша и Жорж Милославский убегают от стражи, Кремль белый, хотя красным Кремль сделал ещё Иван III.
* Убегая от стражников, Бунша присаживается напротив статуи Иисуса Христа. Но такая статуя — принадлежность католических костёлов.
* На Руси не пользовались рыцарскими доспехами, в которые забирается Жорж Милославский.



Категория: Фантастика | Добавил: luckyea
Просмотров: 501 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск


Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz