«Утомлённые со́лнцем 2» — фильм режиссёра Никиты Михалкова. Является продолжением фильма «Утомлённые солнцем» (1994). «Утомлённые солнцем 2» — это дилогия, состоящая из двух самостоятельных полнометражных фильмов: «Утомлённые солнцем: Предстояние» и «Утомлённые солнцем: Цитадель», премьера первого из которых приурочена ко Дню победы и состоялась 22 апреля 2010 года, а второго была запланирована на 4 ноября 2010 года, но впоследствии перенесена на 2011 год [2].
Также планируется выпустить 15-серийную телеверсию[3].
На Каннском кинофестивале 2010 собираются показать урезанную, 2-х часовую версию фильма.
На Каннском кинофестивале 2010 собираются показать урезанную, 2-х часовую версию фильма.
Сюжет
События фильма происходят во время Великой Отечественной войны. Котова, первоначально осуждённого по «политической» 58-й статье УК РСФСР (контрреволюционные преступления), переквалифицируют в «уголовника», и он в последний момент избегает расстрела — участи «политических» заключенных лагеря в начале войны. После бомбёжки немцами лагеря он попадает в штрафбат. Повзрослевшая дочь Котова, Надя, после серии приключений идёт служить в медсанчасть. Митя, выживший после попытки самоубийства, женится на бывшей жене Котова, чем спасает её от смерти. Сталину и Берии становится известно об избежавшем смерти Котове и они приказывают Мите найти его.
В ролях
* Никита Михалков — Ко́тов * Надежда Михалкова — Надя * Олег Меньшиков — Митя * Вячеслав Тихонов — Всеволод Константинович * Виктория Толстоганова — Маруся, жена комдива Котова * Нина Архипова — Вера, жена солдата * Сергей Бачурский — Рябов * Елена Глазкова * Юрий Голубцов * Владлен Давыдов — Всеволод Константинович * Иван Добронравов * Сахат Дурсунов * Дмитрий Дюжев — Иван, белорус, сокамерник Котова * Алла Казанская — Лидия Степановна * Янина Калганова — медсестра * Роман Коваль — раненый боец * Артём Крестников — конвоир * Сергей Ларин — Курсант Кудря * Роман Мадянов — генерал Юлий Мелешко * Сергей Маковецкий — Майор СМЕРШа * Андрей Мерзликин — Николай, танкист * Ангелина Миримская — пионерка * Анна Михалкова — роженица * Игорь Мулев — Фельдфебель Юрген * Андрей Панин — пионервожатый * Валерий Золотухин — капитан баржи * Мария Шукшина * Александр Адабашьян * Алексей Петренко — бухгалтер * Сергей Плотников * Тагир Рахимов * Эвелина Сакуро * Евгений Сахаров — Сахаров * Артур Смольянинов — Юрок * Евгений Стычкин — сапер, штрафник * Наталья Суркова — деревенская девушка * Максим Суханов — Сталин * Адам Булгучев — Берия * Алексей Булдаков — Семён Будённый * Александр Мохов — Климент Ворошилов * Сослан Фидаров — Алан * Николай Козак * Андрей Алексеев * Александр Арефьев — санитар военного госпиталя * Дмитрий Аросьев — курсант Центнер * Игорь Афанасьев — Зэк * Галина Боб * Кирилл Болтаев * Сергей Бурунов — Заключенный * Константин Быков — Заградорядовец * Вячеслав Ганенко — штрафник * Валентин Гафт — заключенный * Артём Григорьев — повар * Павел Деревянко — безногий солдат в чайной * Евгений Ермаков — майор Болотов * Владимир Ильин — Кирилл * Ирина Калинина — пионервожатая * Максим Клянов — гауптштурмфюрер СС (а также дублёр Дмитрия Дюжева) * Дмитрий Мазуров — солдат НКВД * Римма Маркова — санитарка * Евгений Смирнов — сержант МКВД * Фёдор Смирнов * Евгения Файкова — санитарка * Алексей Шемес — Офицер-штрафник * Андрей Шибаршин * Сергей Анисифоров * Александр Аноприков — «Крот» * Андрей Васильев — дублер Немца * Алексей Вертков * Александр Голубев — капитан Лысяков, командир Кремлевских курсантов * Максим Виноградов — курсант Кремлевского полка * Родион Галюченко — курсант кремлевского полка * Кирилл Дарин * Вадим Ермилов * Алексей Костерев * Маргарита Макарова * Евгений Миронов — ст. лейтенант, командир штрафников * Алексей Потапкин * Екатерина Радченко — медсестра * Наталья Сильвановская * Александр Стёпин — друг жениха на свадьбе * Виктор Супрун * Эрнест Тимерханов * Всеволод Хованский-Померанцев * Владимир Шохин * Даниил Спиваковский — офицер на переправе * Алексей Ошурков — солдат на переправе * Сергей Легостаев — уголовник (эпизод) * Сергей Гармаш — отец Александр
Художественные особенности
Фильм представляет собой крупномасштабную постановку с многотысячными массовками. Помощь в съёмке батальных сцен была оказана Министерством обороны России. Часть фильма снималась в Германии, были задействованы немецкие актёры, а также германская военная техника и костюмы. Сюжеты «Цитадель» снимались в 2007—2008 годах возле посёлка Низково (город Горбатов, Павловский район Нижегородской области). Активную помощь оказывала часть МЧС г. Сатис.
Критика
* Еще до выхода фильма в рунете появилось множество «фотожаб» на афишу фильма, в которых высмеивались пафос и культ личности Михалкова[5]. Главным образом, блогерам не понравились слова в постере «великий фильм». Некоторые издания распространили слух о том, что Никита Михалков пообещал подать в суд на блогеров[6]. Впрочем, 14 апреля 2010 года сам Михалков эти слухи опроверг[7]. * После выхода фильм получил большое количество негативных оценок: o Рейтинг КиноПоиска — 4,978 из 10 возможных по результатам 4162 голосов; o Рейтинг IMDb — 3,4 из 10 возможных по результатам 525 голосов;[8] o Читательский рейтинг на сайте kino-govno.com — 23 % (347 голосов), по результатам рецензии фильм получил антинаграду «Клиника».
Цитаты
* Кинокритик Кирилл Разлогов:
« Это эпопея, выдержанная в традиции фильмов о войне. И если фильм будет иметь успех, то людей, вероятно, не смутит, что по масштабу он кардинально отличается от «Утомленных солнцем-1».[10] »
* Журналист и критик Кcения Ларина:
« Великий фильм о великой войне был снят великим режиссёром на великие деньги и с участием великих актёров.
Ирония в таком великом деле вполне уместна, тем более автор этого произведения давно это жизненно важное чувство для любого художника утратил… В фильме вообще мало живого, подлинного, несмотря на обилие натуралистичных сцен смерти, насилия и жестокости. Нет настоящих человеческих страданий — а есть порой искусная, а чаще грубая имитация, балансирующая на грани дурновкусия. Сквозь дорогие видеооткрытки, снятые великолепным оператором и в сопровождении великолепной музыки, как улыбка чеширского кота проступало огромное нечеловеческое эго Никиты Михалкова. Отсутствие внятной сюжетной линии компенсируется яркими спецэффектами, невыносимым натурализмом, граничащим со смакованием, и общей эмоциональной истеричностью.[11] »
* Литератор и журналист Дмитрий Быков:
« Лучше бы этому фильму остаться легендой. Чтобы и люди поучаствовали, и деньги были потрачены, и каждый участник верил, что внес вклад в великое дело, и зрители полагали, что десять лет жизни Никиты Михалкова и полутора тысяч его сотоварищей потрачены не зря. А картину бы как-нибудь спрятать под предлогом авторского перфекционизма. Ей-богу, получилось бы душеполезнее.[12] »
* Кинокритик, переводчик и сетевой публицист Дмитрий Пучков (Гоблин):
« По итогам ответ «Рядовому Райану» не получился. Не получился даже ответ отдельным сценам из фильма Спилберга, вроде эпической высадки на Омаха-бич. Ни 50 миллионов долларов бюджета, ни восьми лет работы над фильмом не хватило. Получилась отечественная версия «Бесславных ублюдков». Как и фильм Тарантино, фильм Михалкова не имеет никакого отношения к реальным событиям. Как и у Тарантино, все персонажи ведут себя и разговаривают как режиссёр, он же автор сценария. Только у Тарантино есть внятный сюжет, нормальный монтаж, гениальный Кристофер Вальц и звезда Брэд Питт. В нашем же случае — бессвязный набор короткометражек, бестолковая актёрская игра да никакой сценарий. Кстати, фильм Тарантино дороже ровно на гонорар Питта, на 20 миллионов долларов. Чего-то Квентин в кино не понимает.[13] » « Никакого отношения к Дню Победы и к ветеранам картина не имеет. С одной стороны, нам показывают красного командира-коммуниста, а с другой стороны – его же как яростного православного. Рациональный рассудок отметен напрочь, вместо него мы видим мистические видения, животворящие иконы, «вот, что крест животворящий делает» и прочее-прочее...[14] »
* Михаил Трофименков («Ъ»)
« Порнография отнюдь не есть имитированный половой акт на экране: он может быть необходим в силу художественной логики фильма, как в «Поле Х» Леоса Каракса, и перестает быть порнографией. Порнография – выхолащивание любви, сведенной к движению поршней. Порнограф не умеет снимать любовь, он умеет снимать только механику. Порнограф отчуждает любовь. У человека есть два не отчуждаемых достояния: любовь и смерть. «УС-2» – порнография смерти, что опаснее, страшнее и отвратительнее порнографии любви. НМ подменяет эмоции, которые вызывает смерть, ее механикой. [4] »
Дополнительные факты
* С бюджетом в $55 млн[1] этот фильм стал самым дорогим в истории российского кино. * Всех героев из первой части исполняют те же актёры, за исключением Маруси (Жена Котова) — вместо Ингеборги Дапкунайте её играет Виктория Толстоганова. * В массовке участвовало практически всё местное население поселка Шушары Пушкинского района Санкт-Петербурга,[источник?] возле которого снимались все батальные сцены. Рядом, на станции Шушары снимались сцены на железной дороге. Паровозы и вагоны военных лет предоставил Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации. * В мае 2008 года съёмки фильма посетил Премьер-министр России Владимир Путин, который известен своим дружеским расположением к Михалкову[15]. * В августе 2008 года, во время своего отпуска, съёмочную площадку под Нижним Новгородом посетил президент России Дмитрий Анатольевич Медведев. * Премьера фильма прошла 17 апреля 2010 года в Государственном Кремлёвском Дворце, специально переоборудованном для этого в самый большой в России цифровой кинозал. 20 апреля фильм был показан в Вологде, и только 22 апреля вышел на широкий экран по всей стране[16]. * Во Владивостоке и Москве имели место случаи организации принудительных показов фильма школьникам за их деньги.
Киноляпы
Встреча Котова со Сталиным и в окружении членов ЦК
* Фрагмент, в котором Сталин беседует с Котовым. Беседа явно происходит в ходе войны, так как Сталин ставит перед Котовым боевую задачу, при этом на актера, играющего Сталина, надет мундир генералиссимуса (с «отворотами»), тогда как до 27 июня 1945 года он имел звание Маршала Советского Союза и, следовательно, должен был быть в мундире со «стоячим» воротничком. Даже на Потсдамской конференции Сталин не был одет в мундир, показанный в указанном фрагменте. * В том же фрагменте, у военачальников звезда Героя Советского Союза висит ниже орденов Ленина (хотя высшая награда, какой тогда являлась звезда Героя Советского Союза, должна быть прикреплена чуть выше других наград).
Котов в лагере (период с 21 по 25 июня 1941 г.)
* В лагере Котову переквалифицировали политическую статью в уголовную. Однако, как оказалось, Берия был не в курсе, что это произошло. Логично спросить: так кто же кому дал полномочия это сделать (а без ведома Берии это было невозможно). * Лагерь, в котором содержался Котов, находился не в отдалённых восточных или северных областях СССР, а у западных границ, рядом с фронтом. Западные границы СССР в 1939—1940 гг. были расширены за счёт районов Западной Украины и Белоруссии, Прибалтики, Бессарабии и Финляндии. Строить лагерь для политзаключенных в этих районах было бы крайне неосмотрительно. Бомбежка лагеря произошла в дни начала войны.
Котов в бегах, Мост (26 июня 1941 г.)
* Заявление Котова о невзятии Берлина частями РККА, на пятый день после побега из лагеря (начала войны). * В первой половине фильма, где действие происходит в первые дни войны, показаны танки Pz.Kpfw.IV Ausf.F2. Исторически они появились только в 1942. * Показано наступление танков с гигантскими знамёнами со свастикой, по виду которых Котов делает заключение, что это фашистские танки. Применение данных танков в боевых действиях нецелесообразно как с технической, так и с тактической точки зрения. * В сцене на мосту в кадрах появляется коммандирский автомобиль ГАЗ-67Б, производство которого было начато в 1943 г., а также упрощенная модель «полуторки» с деревянной кабиной и деревянными дверьми, выпускаемая с 1944 г.
Котов на передовой под Москвой
* В октябре 1941 года Котов находится в штрафбате (находился там, вероятно, с конца июля[23]). Штрафные подразделения существовали в Красной Армии с 25 июля 1942 по 6 июня 1945, т. е. в тот момент не существовали. Также сам штрафной батальон представляет собой невразумительный сброд: рядовой состав состоит не только из бывших офицеров, но и уголовников, которых не могло быть в штрафбате; офицерский состав представлен только командиром батальона, хотя в штрафном, как и в любом другом, батальоне должны быть штаб, командиры рот и взводов, политсостав и т. д., которые назначались исключительно из кадровых офицеров (не штрафников), сами штрафники могли быть назначены лишь командирами отделений с присвоением званий сержантского (младшего командного) состава; у штрафников нет соответствующей формы стрелковых подразделений (они просто одеты во что попало, включая форму других родов войск), а у одного из них (персонаж, называющий себя командиром Красной Армии), имеются знаки отличия, соответствующие званию лейтенанта (не ясно, как могут другие военнослужащие узнать, что он красноармеец штрафного батальона). * Персонаж Миронова оскорбляет прилюдно капитана кремлёвских курсантов, хотя по Уставу Вооруженных Сил запрещены прилюдные оскорбления. Любые нарушения Устава, особенно в военное время, тщательно расследовались и жестоко наказывались. Мерой наказания могли быть как разжалование, так и расстрел. * Кремлёвский курсант отправляет намаз (ежедневный ритуал, совершаемый обязательно в чистой одежде и в чистом месте с водой), чего в действительности не могло быть. В кремлёвский полк (охрана Сталина) набирали только самых идеологически-надёжных учеников, в основном из рабочих семей, славянской внешности. Практически все курсанты были комсомольцами, членами или кандидатами в члены ВКП(б). * Фрагмент с раздавленной за 5 минут Кремлёвской ротой является вымыслом. В реальности сводный полк из 10 курсантских рот, вместе с 316-й стрелковой дивизией Панфилова и 2-м кавалерийским корпусом Доватора, сдерживали наступление фашистской Германии на Московском фронте с 12 октября по 6 декабря. 6 декабря Кремлёвский полк был выведен в резерв фронта, после чего более 300 кремлёвцев в звании лейтенантов были направлены командовать взводами и ротами в соединения Западного фронта. На этот момент на счету у них было более 800 уничтоженных и около 500 захваченных в плен немецких солдат и офицеров. Уничтожены 3 артиллерийские и 8 минометных батарей, один самолёт, 20 танков и 7 бронемашин. Захвачено 8 пушек, 12 миномётов и 20 грузовых машин. За мужество и отвагу 53 курсанта и 30 офицеров были награждены орденами и медалями. * В фильме изображена, вместо Кремлёвского полка (как повествуется в фильме), рота курсантов Московского пехотного училища им. Верховного Совета РСФСР. До октября 1935 г. эти войска входили в одну военную единицу — 1-е Московские пулемётные курсы РККА. Затем они были разделены на Батальон особого назначения (затем, Полк специального назначения) в составе НКВД, основной функцией которого была охрана Кремля (полк там же и дислоцировался) и Московское пехотное училище (дислокация в Лефортово). При обороне Москвы курсанты пехотного училища полноценно участвовали в боях, что было, конечно, крайней, вынужденной мерой. Примечательно, что курсантов и выпускников училища называют кремлёвцами.[24] * На Кремлёвских курсантах надеты ремни с послевоенной бляхой. * Котов в одиночку приподнимает оторванную башню немецкого танка, что физически невозможно. * Эпизод с разбросанными дырявыми ложками на которых написано «Иван иди домой я скоро приду» и «Учебная» — вымысел создателя фильма. Немецкие солдаты пользовались алюминиевыми складными вилками-ложками, или ложками с тонкими ручками на которых вряд-ли, что можно написать. Похожими ложками пользовались красноармейцы, часто делая именными. Тогда получается — зачем немцам дырявить тысячи трофейных ложек, вручную писать нелогичную надпись на них и сбрасывать с самолёта? Тогда эти ложки могли были быть сброшены с советского самолёта... Иногда, для марш-броска новобранцам Советской Армии выдавалось ружьё с просверленным стволом и надписью «Учебный» из которого можно было только вести имитацию стрельбы. Ради шутки, незаметно им в вещь-мешок подкладывалась ложка с просверленным черпалом и надписью «Учебная».
Надя Котова на пароходе
* Партийный архив не вывозили на баржах по морю через линию фронта. В первые месяцы войны архив был переправлен по суше в Свердловск (ныне Екатеринбург). * Попасть из Сигнального пистолета Шпагина (СПШ), который, ко всему прочему, был принят на вооружение только в 1943 г., точно в лётчика-немца, испражняющегося прямо из самолета — практически невозможно. Дело в том, что сигнальный пистолет обладает гладким стволом, который служит направляющим для сигнальной ракеты. Также, скорость ракеты крайне мала, что практически исключает попадание такого рода. * Немецкий лётчик испражняется из самолёта, летящего на скорости более 200 км/ч. Физически этого невозможно сделать, тем более попасть испражнениями точно в цель (набегающим потоком воздуха всё просто размазало бы по нему). Более того, в пике самолет может набирать еще большую скорость, а шутнику-радисту нет возможности прицелится, так как ему будет мешать крыло. * Самолёт сносит колесом голову капитану баржи, стоящему на палубе. Такой маневр невозможен, так как самолёту требуется пролететь сквозь мачту корабля. * Священник (Гармаш) кончает жизнь самоубийством. Самоубийство считается Церковью одним из самых страшных грехов. Можно предположить, что священник совершает самопожертвование, ведь вдвоём они бы долго не продержались на мине. Тем не менее, эпизод не раскрывает самопожертвование.
Остальные
* Православной церковью резко осуждается надругательство или порча символов веры, таких как Здание Церкви, Крест, Иконы... Также осуждается и лицедейство. * Прыжок в высоту «рыбкой» через двухметровую ограду церкви неподготовленному человеку, в полной амуниции, невозможен. * В фильме 1994 года, «Утомлённые солнцем», героине Надежды Михалковой 6 лет, события происходят в 1936 году. Следовательно, в 1941 году, во время которого происходят события фильма «Утомлённые солнцем 2», ей должно было быть не больше 11 лет. Однако на экране она представлена уже взрослой девушкой.