Тот са́мый Мюнхга́узен — телевизионный фильм 1979 года, снятый на студии «Мосфильм» по заказу Центрального телевидения СССР. Сценарий Григория Горина создан по отдалённым мотивам произведений Рудольфа Эриха Распе, посвящённых приключениям барона Мюнхгаузена. Одна из наиболее важных работ в творчестве Марка Захарова и Олега Янковского. Премьера фильма состоялась 31 декабря 1979 года.
Сюжет
1-я серия
Действие происходит в Германии, по летосчислению сюжета фильма в 1779 году. Барон Мюнхгаузен (Олег Янковский) — выдумщик, живущий в своем мире фантазий. Однако, эти фантазии - такая же реальность, как и тот мир, в котором живут люди его окружающие. Охотники на привале, смеясь над рассказом охоты Мюнхгаузена на оленя, когда тот стрелял вишневой косточкой, вдруг сами видят, как из леса выходит благородное животное с вишневым деревом на месте, где должны быть рога. Недаром в одном из эпизодов барон говорит, что прославился он не своими подвигами, а тем, что никогда не врет. Мюнхгаузен живёт в своем замке с очаровательной девушкой Мартой. Они уже давно думают о свадьбе, но есть одна проблема: барон женат на Якобине (Инна Чурикова), которая живёт отдельно, со взрослым сыном Феофилом (Леонид Ярмольник). Разрешение на развод может дать только герцог, но Якобина и её любовник Рамкопф всячески препятствуют этому. Сам барон им не нужен, родственники пытаются добиться признания его невменяемым, чтобы свободно распоряжаться его имуществом.
Все обходные пути Мюнхгаузен уже испробовал, все священники, с которыми он общался, отказались венчать пару. Но в один счастливый день герцог, будучи раздражён размолвкой с герцогиней, подписывает прошение о разводе Мюнхгаузена со словами «на волю, всех на волю». Марта счастлива, но она очень опасается того, что её возлюбленный выкинет очередную шутку во время заседания суда.
Так оно и случается — подписывая документы о разводе, Мюнхгаузен пишет в графе «число» 32 мая — по его расчётам, в календарь вкралась ошибка, и в этом году должен быть ещё один дополнительный день. Но идеи барона никого не интересуют, все воспринимают его поступок как очередной вызов общественному порядку. Происходит скандал, суд, сочтя себя оскорблённым, отказывается утверждать развод. От барона требуют отречения: он должен признать все свои истории пустыми фантазиями, письменно, по пунктам отказаться от всего, что он писал и говорил. Друзья, слуги, Марта — все уговаривают барона подчиниться. Последней каплей становится заявление Марты. Любимая женщина ставит барону ультиматум: либо его сказки и истории про встречи с Шекспиром и Ньютоном, либо она. Барон сдаётся: подписывает отречение от самого себя, тем же вечером сжигает все свои рукописи и удаляется в комнату с пистолетом. Раздаётся выстрел.
2-я серия
Прошло три года после официально установленной смерти барона Мюнхгаузена. Из живого возмутителя спокойствия барон стал мёртвой знаменитостью: Якобина издаёт «приключения барона» (при этом воспоминания барона не просто отредактированы, они приукрашены и дополнены откровенными выдумками), про Мюнхгаузена поют песни в ресторанах, рисуют картины, его называют «великим человеком, не понятым современниками», а 32 мая — в день трёхлетней годовщины его смерти, — на главной площади города открывают памятник барону. Рамкопф водит по замку барона экскурсии туристов и выводит научное обоснование возможности поднятия себя за волосы. Феофил, уже забыв, как третировали его отца, безуспешно пытается повторять его подвиги: поднимать себя в воздух, бить уток через дымоход.
Бывший слуга Мюнхгаузена Томас, один из немногих, кто поддерживал барона во всём, зайдя за цветами в магазинчик Мюллера, узнаёт в цветочнике своего бывшего хозяина. Оказывается, самоубийство и последующие похороны были инсценировкой; после неё барон, оставив всё официальным наследникам, превратился в цветочника Мюллера, благодаря чему смог жениться на Марте и жить с ней. Но обычная жизнь сильно переменила барона: из весельчака и фантазёра он превратился угрюмого и расчётливого циника («Одни мои похороны принесли мне денег больше, чем вся предыдущая жизнь.»). В конце концов дошло до того, что Марта от него ушла, не вытерпев жизни с изменившимся возлюбленным.
Мюнхгаузен решает вернуть Марту, но он понимает: «Чтобы вернуть её, нужно вернуть себя», опять стать самим собой. Но для города умерший Мюнхгаузен уже превратился в символ, в легенду. Живой Мюнхгаузен никому не нужен, его объявляют самозванцем и отправляют в тюрьму «до выяснения личности». Суд, призванный установить личность барона, проходит в режиме хорошо организованного спектакля: один за другим бывшие знакомые, родственники и друзья барона отказываются признавать его, лишь Марта в последний момент пытается отказаться играть предписанную роль, из-за чего заседание суда приходится прервать. Предстоит последнее, решающее испытание: барону предлагают либо признать себя Мюллером, либо в доказательство своей личности повторить полёт на пушечном ядре на Луну.
«Следственный эксперимент» происходит 32 мая 1783 года, в торжественной обстановке, опять-таки по сценарию. Колеблющаяся Марта сначала зачитывает герцогу прошение о помиловании её «безумного мужа Мюллера», но не выдерживает и признаётся любимому: в пушку положили сырой порох, чтобы ядро, пролетев несколько метров, под всеобщий хохот упало на траву, после чего самозванство барона было бы сочтено доказанным. Когда пушку перезаряжают принесённым Томасом мешком сухого пороха, происходит всеобщий переполох: они хотели всего лишь посмеяться над бароном, а не убивать его. Герцога тут же уговаривают своим решением признать личность барона установленной, а его новое путешествие на Луну — состоявшимся. Барону предлагают «вернуться из путешествия» в блеске славы. Ранее запланированное «всеобщее веселье» начинается практически без изменений, просто по другому поводу — как празднование этого возвращения. Якобина уже как ни в чём ни бывало рассказывает, что она путешествовала на Луну вместе с бароном и готовится издать мемуары об этом. Барону тихо подсказывают: «Незаметно присоединяйтесь». Мюнхгаузен некоторое время мечется от одной компании к другой, видя везде одинаковые весёлые, преувеличенно-дружелюбные лица, поднятые за его путешествие бокалы, после чего возвращается на крепостную стену к пушке, произносит в камеру заключительный монолог («… Я понял, в чём ваша беда. Вы слишком серьёзны… Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»), отдаёт распоряжения ко дню своего возвращения, после чего начинает подниматься по верёвочной лестнице к жерлу пушки. Ракурс меняется, и оказывается, что лестница стала очень длинной, и никакой пушки уже нет — барон просто поднимается по лестнице в небо.
В ролях
* Олег Янковский — Мюнхгаузен * Елена Коренева — Марта * Инна Чурикова — Якобина Мюнхгаузен * Александр Абдулов — Рамкопф * Игорь Кваша — бургомистр * Леонид Броневой — герцог * Леонид Ярмольник — Феофил * Владимир Долинский — пастор * Юрий Катин-Ярцев — Томас * Всеволод Ларионов — судья * Семён Фарада — главнокомандующий * Игорь Ясулович — секретарь герцога * Любовь Полищук — маленькая Берта, певица * Анатолий Скорякин * Евгений Марков — придворный с часами
Съёмочная группа
* Автор сценария: Григорий Горин * Режиссёр: Марк Захаров * Оператор-постановщик: Владимир Нахабцев * Оператор: Сергей Арманд * Художник-постановщик: Георгий Колганов * Звукооператор: Юрий Рабинович * Композитор: Алексей Рыбников * Текст песен: Юрий Энтин * Дирижёр: Сергей Скрипка * Художник по костюмам: Н. Фирсова * Грим: Н. Минаева
Предыстория и подбор актёров
Исходным литературным материалом для сценария послужила пьеса Григория Горина «Самый правдивый», которая с успехом шла в театре Советской Армии (Мюнхгаузен — Владимир Зельдин). Марку Захарову понравился спектакль и он решил перенести его на телевизионный экран. В ходе работы над сценарием пьеса была серьёзно переработана и сильно изменилась по сравнению с театральным вариантом. Музыка Алексея Рыбникова также изначально была написана для спектакля.
Олег Янковский, только что снявшийся в роли Волшебника, в фильме «Обыкновенное чудо», по мнению режиссёра, вполне подходил на роль Мюнхгаузена. Однако Марку Захарову пришлось довольно долго убеждать худсовет киностудии. Амплуа Янковского до этого, как считалось, более соответствовали героические роли. Кроме того, сложившийся по книге и спектаклю образ барона соответствовал немолодому человеку, имеющему взрослого сына. Янковскому же, на момент начала съёмок, исполнилось только 35 лет. В итоге, режиссёру удалось отстоять свою точку зрения.
Я благодарен Марку Захарову за то, что он, поверив в меня, разглядел во мне ту нетипичную комедийность, способность передать грустную иронию персонажа, которой сам я, откровенно говоря, в себе не подозревал. Захаров предпочел взять известного зрителям актера и использовать его в ином амплуа, в ином жанровом качестве. И для меня это стало действительно подарком судьбы
— Олег Янковский[2]
Костяк актёрского ансамбля составила труппа театра Ленком. Леонид Броневой был принят на роль без проб. На роль Феофила первоначально пробовался актёр театра Сатиры Юрий Васильев, но утверждён был Леонид Ярмольник. Некоторые сложности возникли с ролью Марты. Первоначально на роль пробовались Татьяна Догилева, Ирина Мазуркевич и другие актрисы. После долгих поисков создателей картины устроила кандидатура Елены Кореневой.
Съёмки фильма
Фильм снимали в Германии, в социалистической её части — ГДР. Реальный Мюнхгаузен жил под Ганновером в городе Боденвердер, а это уже была ФРГ. Организовать съемки на территории дружественной ГДР было намного проще, поэтому съемочной площадкой стали улицы города Вернигероде, имевшего «аутентичный» вид и практически не пострадавшего во время войны.
В массовке и эпизодах принимали участие немецкие актёры и горожане. В частности, в самой первой сцене кроме Янковского и Катин-Ярцева остальные охотники были немцы. Это заметно в том числе по немецкой артикуляции, не совпадающей с русским дубляжем.
Олег Янковский невольно изменил содержание фильма. В первоначальном сценарии знаменитая фраза его героя звучала так: Серьезное лицо еще не признак ума, все глупости на земле делаются именно с таким выражением. Но при озвучении фильма Янковский оговорился сказав: Умное лицо — еще не признак ума. В таком виде фраза, несмотря на протесты Григория Горина, и осталась в фильме.
В отличие от других работ Захарова фильм относительно легко прошел цензурные барьеры. Вырезана была всего одна сцена — где охотники изучают труды барона Мюнхгаузена.
Технические детали
* телевизионный фильм, цветной, 3886.8 м. * длительность 142 мин
Интересные факты
Тот самый Мюнхгаузен
* В сюжете упоминается признание независимости США. По летоисчислению сюжета фильма это произошло в 1779 году. На самом деле Великобритания признала независимость США 3 сентября 1783 года. * В фильме присутствует герцог (курфюрст Ганновера), что невозможно, потому как до 1833 года Ганновер находился в личной унии с Великобританией, и курфюрстом Ганновера был король Англии Георг III. * Герцог, по сюжету фильма более всего в жизни увлекающийся кройкой и шитьём, в одном из сюжетов первой серии строчит на швейной машинке. В конце 18-го века машинок такого типа ещё не существовало, они появились примерно на полстолетия позже.
Признание
* По независимым опросам Livejournal.com и Liveinternet.ru фильм вошёл в «100 лучших российских фильмов».
«Киноляпы»
* В первой серии в сцене встречи Мюнхгаузена с бургомистром идёт дождь, однако в отражении дверного стекла можно увидеть ясное небо. * Во второй серии (45-я минута), в сцене перехода пастора с молитвой от одного окна к другому, видна современная электрическая розетка 220 В. * В конце второй серии, когда персонаж Олега Янковского, снова признанный бароном, входит в комнату на втором этаже, где сидят Якобина и Рамкомпф, можно увидеть женщину в джинсах, футболке и кофте и руку, держащую прожектор.