Компьютерная ролевая игра (англ. Computer Role-Playing Game (CRPG)) — компьютерная игра, основанная на элементах игрового процесса традиционных настольных ролевых игр. Вместо полного названия термина часто используется английская аббревиатура CRPG или просто RPG. Яркие примеры компьютерных ролевых игр: серии The Elder Scrolls, серии Wizardry, Ultima, Fallout, Gothic, Baldur's Gate, Might and Magic. Примером наиболее близкой к настольным ролевым играм CRPG обычно считается[кем?] Planescape: Torment. В ролевой игре игрок управляет одним персонажем или группой персонажей, каждый из которых описан набором численных характеристик, отвечающих его свойствам и умениям; примерами таких характеристик могут быть хит-поинты (англ. hit points, HP) и уровни. Эти характеристики подвержены изменениям; одной из целей игрока является повышение возможностей игровых персонажей за счёт улучшения их числовых параметров, обычно называемое «прокачкой» и производимое чаще всего за счет набора специальных очков опыта. Игровой процесс, как правило, строится на обследовании игрового мира, боях с разного рода противниками и выполнении заданий-квестов, вознаграждающихся тем или иным образом.
Элементы игрового процесса CRPG встречаются в пошаговых стратегиях, стратегиях реального времени, шутерах от первого лица, шутерах от третьего лица, но в них элементы других жанров превалируют над ролевыми.
Компьютерные ролевые игры в основном происходят от настольных ролевых игр, особенно заметно влияние «Dungeons & Dragons».
Доисторические времена
Предположительно, первыми компьютерными ролевыми играми были Dungeon (1975) и dnd (1974). Текстовые CRPG выросли из текстовых адвенчур и MUDов. Среди первых из них были dnd и Akalabeth (1980), давшая начало известной серии Ultima.
С конца 1980-х жанр компьютерных ролевых игр прочно укрепился на PC платформе. В 1985-87 выходят такие игры как Nethack, вероятно, наиболее известная из текстовых РПГ, The Bard's Tale, первая игра Interplay, Might & Magic, первая игра серии, долгое время являвшейся эталоном для жанра, Ultima IV, игра с нетривиальной системой моральных ценностей, Wizardry IV, Dungeon Master. С этого начинается золотой век РПГ, каждый год которого приносил много новых отличных игр в жанре. Ролевые игры приобретают красочность и интерактивность, появляются попытки отойти от банального изображения ситуации двумерными картинками. Кстати, на консолях NES выпускается Final Fantasy.
Золотой век CRPG[1]
1988: Pool of Radiance, первая игра на движке Gold Box, с крайне удобным игровым интерфейсом и интересной системой тактических сражений, предшественница современных игр серий NWN. Ultima V, принесшая небывалую интерактивность в обращении с предметами. Wizardry V, запомнившаяся в основном системой защиты от копирования. Might & Magic 2, герои которой старели, вероятно, самая любопытная игра серии. Наконец, The Bard's Tale 2.
1989: Сразу несколько игр на движке Gold Box (Hillsfar, Curse of Azure Bonds). Hero Quest, первая игра в необычном RPG-квест симбиозе от Sierra.
1990: Опять GoldBox’ы: Buck Rogers в Sci-fi сеттинге, Champions of Crynn, первая игра в новом цикле Dragonlance. The Bard's Tale 3, последняя игра серии. The Dark Heart of Uukrul, Ultima VI и Wizardry VI. И, наконец, Eye of the Beholder, игра с видом от первого лица с сражениями в реальном времени.
1991: Eye of Beholder 2, самая красивая из игр серий, одна из самых красивых игр периода. GoldBox’ы вышли в VGA разрешения с игрой Pool of Darkness. В серии Might & Magic вышла третья игра, запомнившаяся свободным сейвом почти в любой точке и очень непростыми загадками.
1992: Последние игры Gold Box — Buck Rogers 2, Treasure of the Savage Frontier, Dark Queen of Krynn. Великолепное исполнение, отличные сюжеты. Движок был выпущен отдельно в виде пакета FRUA в следующем году. Wizardy 7 (перевыпущена в 1996 году) и Ultima VII (в двух частях) соревнуются за звание лучшей RPG всех времен, и уж во всяком случае — тысячелетия. Также стоит отметить Spelljammer, необычную попытку скрестить RPG с космосимом, и Realms of Arkania: Blade of Destiny, первую игру на базе немецкой ролевой системы Das Schwarze Auge.
1993: Might & Magic 4 и 5 следует объединить (получается игра World of Xeen), хотя 4 и было выпущена годом раньше, образуют единую игру, где действие каждой разворачивается на своей стороне мира Xeen. Betrayal at Krondor, новый сериал от Sierra с дискретным перемещением, выигрывал визуально у Eye of Beholder 3, который, хотя и был сделан добротно, уже не привлекал — перемещение по клеточкам отжило свой век. В серии Ultima на волне увлечения Hack&Slash сделали ответвление Ultima Underworld. В этом же году вышли Lands of Lore: The Throne of Chaos и Dark Sun — игра на новом AD&D сеттинге в изометрической проекции.
В 1993 году заканчивается золотой век. Наступают года упадка жанра. Игры выходят, некоторые даже очень хороши, но жанр выродился в Hack&Slash подражания и попытки совместить трехмерность с RPG.
Кризис жанра 1990-х
1994: Стал годом новых RPG, в основном провальных, хотя The Elder Scrolls (первая игра новой серии с очень большой степенью свободы), Ravenloft и Menzoberranzan (с отличным сюжетом) весьма хороши. Также в этом году вышла ужасная Ultima VIII. Традиционные РПГ представлены Realms of Arcania 2 и Dark Sun 2, приличными сиквелами.
1995: Год совершенно пустой. Не очень интересный Ravenloft 2, Quest for Glory IV и аддон к M&M 5 — Swords of Xeen, вот и весь багаж. На втором плане Stonekeep от Interplay. А вот на приставках snes вышел проект Chronotrigger, культовая jRPG.
1996: Год Diablo и TES 2: Daggerfall. Других RPG в этом году не было, фактически совсем.
1997: Fallout и Final Fantasy VII. FF7 еще заглянет в следующем году на PC-платформу, где окажется весьма необычным, но все-таки далеко не передовым проектом, но для приставок трехмерность стала новинкой. Из интересного стоит отметить Ultima Online
1998: Великолепные Baldur's Gate, Fallout 2, Might & Magic VI. Вторым эшелоном шли Lands of Lore 3 и Return to Krondor. Наконец-то жанр начал оживать и стали появляться проекты нового поколения. Российские игроки получили игру Аллоды: Печать тайны, оставшуюся незамеченной на западе.
Серебряный век РПГ
С 1999 года начинается Серебряный век RPG.
1999: Baldur's Gate: Tales of the Sword Coast, Might & Magic VII и, наконец, Planescape: Torment, задавший новую планку отношениям героя к миру и к сопартийцам. Из игр второго эшелона упомянем Ultima IX, 9 серия некогда лидирующего сериала оказалась очень багованной и не привлекла внимания, Septera Core, попытка сделать jRPG на платформе PC, System Shock 2, первый удачный FPS-RPG проект. На Playstation выходит Final Fantasy VIII (для PC-Win выйдет в 2000 году). В 1999 году также «отметились» польские разработчики с игрой Gorky 17. В мире MMO появляется Evequest
2000: Чуть ли не самый урожайный с 1993 год: Baldur's Gate 2, отличное продолжение отличной игры. Might & Magic VIII уже начала сдавать позиции. Diablo 2, давно ожидавшаяся и вызвавшая кучу споров о том, можно ли Диаблу причислять к RPG. Deus Ex, признаный хит в жанре FPS-RPG. Icewind Dale, новый сериал на движке Baldur’s Gate. На этом фоне Nox, Soulbringer или Wizards and Warriors прошли почти незамеченными. В России вышли первые Корсары. На новейшей консоли Sony Playstation 2 вышел хит Summoner, в следующем году он придет на PC.
2001: Появляются крайне необычные игры Arcanum (великолепный Steam Punk) и Gothic (фактически новый стандарт RPG от третьего лица). Эти игры сразу получили своих поклонников, споры о том, какая игра лучше шли следующие пять лет. Аддоны к Diablo 2, Baldur's Gate 2 и Icewind Dale не разочаровали поклонников, а вот Interplay вместо Fallout 3 выпустило тактическую игру Fallout Tactics: Brotherhood of Steel. Тенью былой славы выступила Wizardry VIII, игра отличная, но опоздавшая года на три. А вот на PS2 начался расцвет RPG-строительства: Dark Cloud, Final Fantasy X, Shadow Hearts. Ну и примыкающий к ним Anacronox для PC.
2002: Начинается противоборство Gothic 2 (официально в России она появилась только в 2003, но играли уже в 2002) vs. Neverwinter Nights vs. TES 3: Morrowind. Сколько было сломано копий на тему какая игра лучше, и не посчитать. Год был весьма урожайным: Icewind Dale II, Космические рейнджеры, Arx Fatalis, Divine Divinity, Dungeon Siege и даже как привет из прошлого Might & Magic IX. На PS2: Kingdom Hearts, Summoner 2, Suikoden 3, Grandia 2.
2003: Три главных RPG прошлого года обзаводятся аддонами. Также аддон выходит к Baldur's Gate 2. Выходят и новые ударные игры: Star Wars: Knights of the Old Republic и Temple of Elemental Evil. На PS2: Dark Cloud 2, Final Fantasy X-2 и Xenosaga.
Кризис жанра 2000-х
2004: Серебряный век RPG заканчивается. В этом году выходит последняя и лучшая игра от Troika Vampire: The Masquerade - Bloodlines, один из немногих удачных Diablo-клонов Sacred и несколько российских игр Космические рейнджеры 2 и Звездные волки. Ситуация на PS2 не лучше, там царит Baldur's Gate 2. Лишь Star Ocean: Till the End of Time и SMT: Nocturne радуют игрока. А вот на Xbox «выстреливает» Fable (придет на PC через год).
В мире RPG опять начался провал. Игры выходят, их много, но… Но их качество оставляет желать лучшего.
2005: Игрой года вне конкуренции становится Star Wars: Knights of the Old Republic II: The Sith Lords. Так же вышли The Bard's Tale (2004), юморная короткая история и Sacred Underworld, Sudeki(2005),Dungeon Lords. Об огромной армии ужасных RPG не хочется и вспоминать. На PS2 необычная для консолей дилогия SMT: Digital Devil Saga и Dragon Quest VIII еще держат марку.
2006: Год мог бы стать копией 2002, но в связи с вялым выступлением Gothic 3, и Titan Quest, осталось только два участника: TES4: Oblivion и Neverwinter Nights 2. PS2 порадовала нас Final Fantasy XII и Kingdom Heart 2, неплохими Xenosaga III и Valkyrie Profile 2: Silmeria.
2007: Приз за лучшую игру делят Ведьмак, Jade Empire и аддон Neverwinter Nights 2: Mask of the Betrayer. В России популярны третьи Корсары. Пшиком вышла рекламная шумиха вокруг Hellgate: London. На PS2 выходит SMT: Persona 3, на втором плане Rogue Galaxy. На сцене появляется Xbox 360 с Mass Effect и Eternal Sonata. Похоже спад в жанре заканчивается.
Современная ситуация
2008: Триумфально восходит Fallout 3, хотя и не все приняли его позитивно, из за того, что, по сравнению с предшественниками, это совершенно разные игры. Выходит новая российская King’s Bounty: Принцесса в доспехах. Проект Mount & Blade наконец-то дошел до полок магазинов. На XBOX360 играют в Fable 2. Cледует упомянуть Drakensang: The Dark Eye, хотя англоязычный релиз только в 2009, в Германии она вышла в 2008. Даже Sony Playstation 2 выстрелила напоследок хитом SMT:Persona 4. Остальные консоли также следует упомянуть: Tales of Vesperia для XBOX360 и Valkyria Chronicles для SPS3 довершают в целом радужную картину.
2009: Этот год можно уверенно назвать годом возрождения ролевых игр. Осенью выходят Risen, которую с восторгом приняли фанаты Готики, продолжение Divine Divinity — Divinity II: Ego Draconis и Dragon Age: Origins — наследница Baldur's Gate. Fallout 3 обзаводится целым сонмом адонов.
2010: Главным событием является Final Fantasy XIII -- первая игра в серии для консолей нового поколения. На xbox360 и PC выходит Mass Effect 2. Аддонами обзаводится прошлогодний хит Dragon Age: Origins.
Самая популярная ролевая игра (Massively multiplayer online role-playing game (MMORPG)) в 2008—2010 годах является World of Warcraft, 11.5 миллионов пользователей было отмечено в декабре 2008 года. Не стоит забывать и про lineage2, Mu-online, Combats.ru — как основные примеры самых популярных современных MMORPG для России.
Основные термины
* Герой — в ролевой игре, это персонаж, управляемый игроком. Также употребляется сокращение «ГГ» от «главный герой» и сленговое название «перс» (от «персонаж»).
* Инвентарь — место, где содержатся все предметы, которыми персонаж владеет. Инвентарь, как правило, представлен разделенным на клетки, и каждый предмет занимает определённое количество клеток. Инвентарь обычно имеет ограниченный размер.
* Квест — задание полученное от NPC. За его выполнение персонаж получает вознаграждение в виде опыта и/или предметов.
* Монстр (в MMORPG и MUD'ах — моб) — персонаж, враждебный герою. С ним, как правило, можно только сражаться.
* Предмет, стафф(ина)— предмет, который может находиться в инвентаре.
* Прокачка — исполнение героем определённых действий в результате которых улучшается одно или несколько качеств. Как правило, это подразумевает охоту на монстров или выполнение квестов.
* NPC (англ. non-player character — неигровой персонаж), «энписи» — персонаж, не управляемый ни одним из игроков. С ними герой взаимодействует: проводит диалоги, торговлю, получает квесты и т. д. Однако, в эту группу не входят персонажи, враждебные герою.
* Лут (англ. loot) — совокупность предметов, которые игрок получает во время игры (торгуя, убивая врагов, и т. п., а также в награду за выполнение квестов).
* Дроп (англ. drop) — предметы, найденные на теле убитого противника.
Принцип трёх «У»
Важным показателем, свидетельствующим о «ролевой» сущности игры, приближающим её к «настоящим» ролевым играм, является соблюдение так называемого принципа трёх «У»: «убить, украсть, уговорить». Название происходит от английского three «S» — «slay, steal, speak». Вкратце его можно сформулировать следующим образом: бо́льшую часть важных с точки зрения сюжета проблем игрок может решить как минимум тремя разными способами. Первый — «убить» — связан с силовым решением проблемы, уничтожением препятствий. Второй — «украсть» — подразумевает уход от прямого решения проблемы, воровство, попытка проскользнуть незаметно. Третий — «уговорить» — связан с решением проблемы через заключение того или иного договора или действие убеждением. Данная классификация достаточно условна, но в целом отражает все возможные варианты.
Для лучшего понимания можно привести пример из игры Fallout: предположим ситуацию, в которой герой должен попасть в здание, однако ему мешают охранник и запертая дверь. Согласно принципу трёх «У» возможны 3 решения:
* Решение «убить»: герой убивает охранника, взламывает дверь ломом или взрывает динамитом.
* Решение «украсть»: герой прокрадывается мимо охранника и крадет у него ключ, после чего проникает в здание. Либо взламывает дверь отмычками.
* Решение «уговорить»: герой объясняет охраннику важность своей миссии, либо даёт взятку, либо обманывает его, выдавая себя за лицо, имеющее право находиться в здании. Охранник сам открывает дверь герою.
Принцип трёх «С»
Иногда можно встретить упоминания принципа трёх «С»: «сила, скрытность, слово». Здесь речь идёт о тех же методах, но более полно отражающих все возможные ситуации в игре.
* «Сила»: Убить, избить, разбить, взорвать, сломать и т. д. А также любое военное или насильное решение ситуации, то есть с применением силы.
* «Скрытность»: Украсть, прокрасться, взломать, подслушать, подсмотреть, незаметно подменить бумаги и т. д. А также любое действие, совершённое неявно, то есть скрытно.
* «Слово»: Уговорить, обмануть, напугать, задавить авторитетом, заговорить зубы, шантажировать и т. д. А также любое действие, которое совершается явно, но без применения силы, то есть мирно.
Характерные черты компьютерных RPG
Кроме вышеуказанных принципов трех «У» или трех «С», одной из ключевых и неотъемлемых элементов любой RPG (будь она компьютерная или настольная) является игровая система описывающая правила и механизмы взаимодействия персонажей с игровым миром. Видимым игроку, и одним из главнейших, признаком наличия в игре такой системы и как следствие, принадлежность ее к жанру RPG, является возможность создания и дальнейшего развития персонажа. И создание (генерация) и развитие («прокачка») как правило связанны с различными атрибутами (характеристиками) персонажа, такими как, например: сила, ловкость, телосложение, интеллект и т. д. Методы развития, набор характеристик и их влияние разнятся в зависимости от используемой в игре системы/механики игры, но именно от них (по крайней мере должны, если речь идет о нормальной RPG) зависит возможность и эффективность использования одного из трех «У».