Стелс-экшен (шпионский боевик) — это жанр компьютерных и видеоигр, в которых игроку требуется незаметно перемещаться, прятаться, скрытно убивать врагов и избегать обнаружения, чтобы выполнить миссию. Несмотря на то, что этот жанр сравнительно старый, на данный момент существует не так много игр, классифицируемых как стелс-экшены. Более часто встречаются игры, содержащие элементы стелса. Наибольшую популярность жанр получил благодаря сериям Thief, Metal Gear, Assassin's Creed, Hitman и Splinter Cell. История
Самой первой игрой со стелс-элементами считается Castle Wolfenstein (не путать с Wolfenstein 3D), выпущенная в 1981 году компанией Muse Software. Но более известным стелс-проектом стал Metal Gear, выпущенный Konami в 1987 году для MSX2 и позже портированный на NES. Игра заложила многие основы современных стелс-экшенов[1] и стала весьма успешной, разойдясь более чем миллионом копий.
За Metal Gear последовало два независимых сиквела игры, выпущенных в 1990 году: Snake's Revenge (созданный без участия главного дизайнера серии Хидэо Кодзимы и не включённый в официальную хронологию Metal Gear) в Америке и Европе для NES и Metal Gear 2: Solid Snake (официальный сиквел, спродюсированный Кодзимой) в Японии на MSX2. Snake’s Revenge практически не привнёс ничего нового в геймплей, сместив баланс в сторону обычного экшена. Metal Gear 2 же в свою очередь внёс множество изменений и улучшений в игровой процесс, включая существенно улучшенный Искусственный интеллект противников.
Известно, что популярный 3D-шутер Wolfenstein 3D также мог быть стелс-экшеном. В течение разработки Wolfenstein 3D, разработчики из id Software экспериментировали со стелсом, предоставив игроку возможность прокрадываться за спинами врагов или переодевания во вражескую форму, но в итоге ничего из этого в игру не попало. Жанр стелсов не использовался вплоть до выхода игры Goldeneye 007 на Nintendo 64 в 1997, в которой, чтобы выполнить задачу можно было использовать, как грубую силу, так и стелс, который часто был безо'Thief: The Dark Project
Стелс-экшены не обладали массовой популярностью вплоть до выхода Metal Gear Solid, которая благодаря оглушительному успеху вскоре обзавелась сиквелом Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty, приквелом Metal Gear Solid 3: Snake Eater и множеством побочных игровых ответвлений. Splinter Cell значительно популяризировал жанр на PC, в серии уже вышло четыре игры и сейчас готовится к выходу пятая часть. Серия Hitman создала целый поджанр стелса — социального стелс-экшена, в котором игроку нужно не умело прятаться в тени, а скрываться среди людей, теряясь в толпе, меняя одежду и стараясь не привлекать лишнего внимания.
В последнее время разработчики часто добавляют в свои игры других жанров стелс-элементы, чтобы разнообразить игровой процесс. Тут стоит отметить игры No One Lives Forever, Syphon Filter, Commandos, Prisoner of War, Perfect Dark, Far Cry, Deus Ex и Counter-Strike: Condition Zero, в которых это сочетание жанров получилось наиболее удачным.
Игровой процесс
Геймплей стелс-экшенов значительно отличается от обычных экшенов. Часто в играх этого жанра игрок очень уязвим и может погибнуть от пары ранений. Стелс-игры требуют аккуратности, умения планировать действия, внимания и навыка быстро принимать решения в отличие от экшенов, где обычно требуются только развитые рефлексы. В некоторых стелс-экшенах игроку приходится устранять врагов незаметно, чтобы не вызвать тревогу, и обычно в играх этого жанра трупы можно перетаскивать и прятать в укромных местах.
Тогда, как игры в жанре экшена предлагают игроку в качестве награды всплеск адреналина в сражении, в стелс-экшенах игрок получает наслаждение от того, что он смог незаметно выполнить миссию, ни разу не попавшись.
Важные игры и серии игр
Важные игры для жанра
Игры, которые продвинули вперёд жанр стелс-экшенов.
* Castle Wolfenstein (1981): Первый стелс-экшен. В этой игре уже можно было брать врагов в плен, обыскивать трупы и переодеваться во вражескую униформу.
* Metal Gear (1987): Первая игра, популяризировавшая стелс-экшен жанр, и первый стелс-экшен, вышедший на консолях. В этой игре появился режим тревоги, включаемый при обнаружении игрока, в котором на уровне появляется больше врагов. Кроме этого главный герой обладал способностью драться кулаками.
* Metal Gear 2: Solid Snake (1990): Продолжение первого популярного стелс-экшена. У героя появилась способность приседать и ползать, стучать по стенам, чтобы привлечь внимание врага. На экране появился радар, детектор шума. Враги получили широкий угол зрения (раньше была только прямая линия) и способность слышать звуки (включая шаги игрока).
* Tenchu: Stealth Assassins (1998): Первый 3D стелс-экшен и первый 3D стелс-экшен на консолях.
* Thief: The Dark Project (1998): Первый 3D стелс-экшен PC. Герой умел скрываться в тени, игрок мог узнать о присутствии врага по издаваемому им шуму (шаги, разговоры). Кроме этого игра обладала продуманной по тем временам физикой игры.
* Metal Gear Solid (1998): Первый популярный 3D стелс-экшен.
* Syphon Filter 2 (2000): Первый стелс-экшен с режимом мультиплеера.
* Deus Ex (2000): Первая игра, совмещающая 3D-шутер и стелс.
* Hitman: Codename 47 (2000): Первый стелс-экшен в котором не приходится прятаться в тёмных углах, но нужно скрываться в толпе, менять одежду и не вызывать подозрений у врагов.
* Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty (2001): Первый стелс-экшен с коллективным искусственным интеллектом для охранников, которые умели работать в группах (и постоянно общались друг с другом по рации).
* Splinter Cell: Pandora Tomorrow (2004): Первый стелс-экшен, совмещающий в мультиплеере стелс и 3D-шутер.
* Sniper Elite (2004): Стелс-экшн, по сути дела симулятор снайпера.
* Assassin's Creed (2007): Стелс-экшен или можно сказать симулятор киллера. В этой игре герой действует во время крестовых походов. Имеет скрытый кинжал, который выскакивает вместо отрубленного безымянного пальца левой руки. Большое значение имеет толпа и незаметность при прохождении через толпу.
Важные серии игр
* Серия Metal Gear: Главный пионер стелс геймплея, заложивший его основы.
* Серия Thief: Эта серия открыла стелс от первого лица и возможность прятаться в тени.
* Серия Deus Ex: Игры этой серии совмещают экшен, РПГ и стелс, что позволяет решать поставленные игрой задачи разными способами.
* Серия Splinter Cell: Пионер реалистичного стелса и одновременно одна из самых популярных стелс-игр на PC.
* Серия Syphon Filter: Серия популярна интересным сюжетом и миссиями, комбинирующими стелс и экшен.
* Серия Hitman: Пионер в социальном стелсе. Игрок должен избегать излишнего внимания врагов, менять одежду и скрываться в толпе. Целью каждой миссии является убийство человека или группы людей. За убийство других людей на игрока накладываются суровые штрафы.
* Серия Tenchu: Игры о ниндзя, фокусирующиеся на стелсе, как главном элементе геймплея.
* Серия No One Lives Forever: Стелс-ориентированный экшен в комедийном стиле шпионских фильмов.
* Падение ястреба. В тылу врага Стелс-экшен на тему Второй Мировой
* Commandos (серия) Смесь стратегии и RPG, действие идёт во время Второй Мировой (есть возможность как скрытой войны так и активных действий)
* Manhunt Смесь хоррора, триллера и стелса. Игра отличается обилием жестоких кровавых сцен и всевозможного насилия.